Что касается деревянных церквей, то немногие сохранившиеся от средних веков (Гранхулът на о. Готланд; Сёдра Рада), по мнению шведских учёных, композиционно сделаны по образцу каменных романских. Усложнением может быть прямоугольный же алтарный выступ (Бёрье). Бывает, что последний дополняется полукружием апсиды (церкви в Сунтаксе — XII в., где ещё нет притвора; в Фунбо), либо к храму с запада пристраивается ещё и башня (Балингста). У церкви в Сконела башня возвышается в восточной части, перед апсидой. В Хусабю крупный четырёхгранник последней фланкирован скруглениями в виде дополнительных башенок, также венчаемых шпилями.
Покрытия основного объёма и алтаря, как правило, двускатные, алтарная кровля понижена. Сочетание их особенно эффектно в Старой Уппсале, где у древнейшей во всей Швеции христианской церкви (ок. 1164) основная часть достигает большой высоты.
Замечательна в этой и целом ряде других церквей Уипланда обнажённая кладка из камней-валунов. Обладая сама по себе исключительной фактурной и цветовой выразительностью, она иногда дополняется кирпичной с орнаментацией в щипцах основного объёма и притвора. Распространение на Швецию готики не повлекло в этом ареале существенного изменения внешнего облика храма.
Добавились разве что контрфорсы (церковь в Лене) и лишь в отдельных случаях, кроме этого, на смену каменной кладке пришла кирпичная со скромным мотивом подкарнизных арок (Тенста). Готические веяния больше сказались на интерьерах, вместо деревянных потолков приобретших, по крайней мере, в алтарной части, нервюрные своды.
Нельзя не отметить сохранившиеся внутри многих храмов Уппланда средневековые росписи (та же Тенста — художник Альберт Пиктор; Хяркеберга). По светлому фону, обычно со множеством мелких цветочков, идут в весьма наивно-фольклорном истолковании сцены из Ветхого и Нового Завета, колёса Фортуны, забавные апокалиптические звери и птицы, и пр..
Параллельно формируется вторая школа зодчества — на острове Готланд, в средние века имевшем выдающееся торговое значение. Её приходится считать менее однородной. Тут имеются объекты, композиционно в том или ином похожие на уппландские.
Церковь в Хаблингбо (XII-XIV в.) — с западной башней и восточным выступом, лишённым, однако, апсиды, нет и притвора. Ещё существеннее отличия вытянутой по продольной оси церкви в Гарде (ХIII-ХIV вв), у которой восточный объём выше предшествующего и создаёт аккомпанирующий башне вертикальный акцент. Довольно разнообразны, хотя специфичны памятники главного города острова — Висбю. Среди них встречаются двухнефные, а также центрические (церкви Санкт-Ларс, XIII в., которой придан крестообразный план, восьмиугольная Хельгеандсчюрка). Наконец, кафедральный собор Санкта-Мария (освящён в 1225 г.) наделён двумя восточными, за окончаниями боковых нефов, и третьей, западной башнями. Готические детали — очертания окон, порталы сочетаются с непреодолённой романской массивностью.
Собственно готика представлена в Швеции сравнительно небольшим числом объектов, среди которых крупнейший во всей Скандинавии собор в Уппсале (1260-1435 гг.; сооружением с 1287 г. руководил француз Этьенн де Боннейль).
Это трёхнефная базилика (боковые нефы дополнены капеллами) с трансептом и хором, наделённым деамбулаторием и «венком» из пяти капелл. Пучкообразные столбы несут систему нервюрных сводов, которым снаружи отвечают системы аркбутанов и контрфорсов. Передний фасад фланкирован двумя башнями, первоначальное завершение которых, как и форма небольшой башни над средокрестием, не вполне ясны. Выстроенный в основном из кирпича, собор отличается большой сдержанностью декоративного убранства, сосредоточенного почти целиком на порталах.
Другими, хотя значительно меньшего масштаба, образцами шведской кирпичной готики могут считаться опять же сохранившая в чём-то романский оттенок церковь Санкта-Мария в Сигтуне (начата ок. 1250 г.) с её живописным ступенчатым щипцом главного фасада и собор в Вяксьё (XIII в.). У последнего схема плана сводится к прямоугольнику с выступающим в виде квадрата алтарём.
Сходный, но чётче в смысле построения план имеет храм монастыря Св. Биргитты в Вадстене (ок. 1422 г.), относящийся к зальному типу. У собора Скары (XIII в.) хор представляет собой прямоугольный без выступа, а трансепт проходит почти посередине здания.
Когда на Скандинавию распространилось Возрождение, у шведов зарождается свой его вариант, именуемый «Ваза-Ренессанс» (XVI в.).
Поскольку новых храмов по причине происходившей в стране Реформации не строилось, а для дворцовых зданий ещё не настало время, данный стиль нашёл воплощение в замках.
«Эти замки были построены как крепости в стратегической дислокации, но также как величественные резиденции странствующего двора». Строителями были иностранцы: немцы Генрих фон Цёллен, Булгерин, Якоб Рихтер (два первых — из Померании), француз Пьер де ла Роше.
Подробная характеристика замков Густава Вазы содержится ниже, пока отметим, что, сохраняя оттенок средневековой брутальности, эти памятники несли в себе в той или иной степени черты архитектуры Возрождения. Так, несохранившийся замок Свартшё имел круглый двор с двумя ярусами аркад.
Убранство любого из них включает «итальянизирующие» детали, порой обнаруживая знакомство с трактатами итальянского архитектора и теоретика Себастьяно Серлио. В первую очередь следует указать на порталы. Даже в сохранившем от XIII в. свои массивнейшие башни замке в Эребру есть оригинальный по композиции (из двух частей, стыкованных под прямым углом и вписанных в нишу) портал с «муфтированными» колоннами, тяжеловесным антаблементом и ступенчатыми фронтонами.
С наступлением эпохи великодержавия окрепла, как уже отмечалось, мощь дворянского класса. Об этом «говорят также… памятники шведской архитектуры XVII в. Если в XVI в. самыми замечательными зданиями в Швеции были замки и крепости, построенные при королях из рода Вазы», то теперь «их место занимают замки дворян». Только в Стокгольме было за столетие построено 60 частных дворцов.