Голландский дом в XVII в.

Голландский дом в XVII в.
Голландский дом в XVII в.

Голландские дома обыкновенно красили в зеленый цвет, перед входом вешали металлический молоточек. Замки и ключи были во всеобщем употреблении. Вошедший сразу оказывается в просторной комнате — фоорхейс, который являлся центром жизни голландской семьи.

С боковыми помещениями этот центр соединялся системой лестниц, ступенек и дверей. Лестницы в домах покрывали резьбой, изображениями герба владельца, львов и растительными орнаментами.

Пол в богатом доме выкладывался разноцветной плиткой в шахматном порядке, например, белой и голубой. Часть плиточных полов покрывали испанскими циновками с черно-желтыми полосами и разноцветными полями; ковров встречалось совсем немного, обычно только для гостей. После ухода гостей ковер немедленно убирали. Деревянный пол посыпали мелким песком, из которого выкладывали узоры.

Потолок представлял собой незакрытые балки с поперечными перекрытиями. В богатых домах делали лепные панели и картины аллегорического и мифологического содержания. К потолку подвешивали металлические или деревянные безделушки в виде кораблей, рыб, гербов и штандартов. Чаще это была бумажная корона, венчающая голову хозяйки во время помолвки.

Более зажиточные хозяева отделывали стены фаянсовой плиткой контрастных цветов. Часть стен за шкафами и кроватями предпочитали закрывать деревянной панелью. Перегородками служили панели. Верхняя часть стены украшалась позолоченной кожей, настенной живописью. Но все же любимым материалом для отделки были фаянсовые плитки с голубым, желтым, оранжевым, сиреневым и светло-зеленым рисунком по белому фону. Основные сюжеты: букеты, герб владельца, сцены из пасторальной жизни, мудрые изречения.

Дерево красили или покрывали позолотой. Окна имели рамы, опускавшиеся вниз, как гильотина. Их делали из цветного стекла. Разноцветные квадраты были оправлены в свинец оконного переплета. Они почти не пропускали и смягчали дневной свет. По всему дому зажиточные люди развешивали зеркала: в первой половине XVII в. маленькие в раме с розами по краю, а во второй половине XVII в.— большие.

Все комнаты были расположены на разных уровнях: на первом этаже, «подвешенные» комнаты между первым и втором этажами, на втором этаже и на чердаке. Все комнаты делились на «передние» (ближе к фасаду) и «задние» (выходящие к саду). Перегородки между комнатами были весьма условны. На каждую смежную комнату иногда приходилось по половине окна, так как перегородка шла по его оси.

«Передняя» комната раньше служила лавкой и мастерской, поэтому она предназначалась для дел и работы. Она была отделана фаянсовой плиткой. Ее обстановку составляли стол, несколько стульев, горка с посудой, зеркало, кожаные котлы, скамья резного дерева. У богачей передняя стала салоном. По стенам висели охотничьи трофеи и картины. Украшением комнаты была скамья, сделанная из мрамора. Это было парадное помещение.

В задних комнатах жила хозяйка дома и домочадцы. В доме богача в жилых задних комнатах стояли дубовый стол, несколько стульев с кожаными подушками, на стенах висели белые керамические плитки, картины. В углу стояла скромная конторка с Библией, и два тяжелых шкафа, причем один с зелеными гардинами — он был книжным. Спальня была еще большей редкостью. Кровати устанавливали в жилых комнатах. Они были короткими и придвигались вплотную к стене. В таких «спальных шкафах» были специальные отделения для детей.

В богатой спальне стены украшали квадраты керамических плиток, зеркало, несколько картин. На каминной полке — семейные реликвии. Здесь же были два низких стула, стол, бельевой шкаф, умывальник — таз и кувшин на доске. Четверть комнаты занимала прямоугольная кровать с колоннами и под балдахином с занавесями из зеленой шелковой ткани. Кровать была убрана шелками, покрывало вышито. К кровати приставляли специальную лесенку, чтобы забираться. Иногда кровати даже специально ставили на возвышение, и непременно — в центре комнаты. Балдахин украшали фестоны и гирлянды, а сверху — герб владельца. По углам красовались пучки перьев. Столбами служили кариатиды, сатиры и ангелы. Постель была неудобной: перьевой матрас, дряблые подушки, в качестве одеяла — еще один матрас, из-за обилия перьев в постели было очень жарко.

Мебель делали из ореха и дуба. Основу обстановки составлял стол, стул и шкаф (они были во всех комнатах). Стол был широким прямоугольником с ножками на колесиках. В богатых домах его покрывали сукном или саржей. Стулья имели ножки с перекладинами, высокие спинки, низкие кожаные сидения с подушками. Позже стулья стали обивать бархатом или плюшем, на спинке вырезали орнамент. Настоящий шкаф был роскошью, которая была связана с продвижением человека по социальной лестнице. Шкаф был символом богатства и комфорта.

Примитивный, угловатый, глубокий, массивный и неподъемный шкаф становился постепенно более легким.

В зажиточном доме было как минимум два шкафа. Первый — бельевой, где хранились чепцы, косынки, рубашки, скатерти, салфетки и простыни. Один торговец из Амстердама среднего достатка имел 6о простыней, 30 скатертей и более 300 столовых салфеток. Второй шкаф — сундук, покрытый синим сукном, на нем — горка для фарфора с посудой и музыкальными инструментами вперемешку. Использовались пирамидальные посудные шкафы в виде этажерок. Здесь хранили подарки и ценные вещи.

Во всех домах на первом этаже имелась кухня. Она сверкала чистотой и белизной так, что была похожа на храм или музей. Вдоль стен были расставлены блестящие медные или оловянные кухонные принадлежности. Пол был выложен квадратами мраморных плит. За стеклом посудного шкафа — столовые приборы. В другом шкафу — продукты, скатерти и салфетки. Обязателен был камин с очагом и котлом. Время от времени появлялся горшок для тушения мяса на углях и короб для готовки на торфе. Любопытно, что на кухне была мраморная раковина с краном: холодная вода подавалась сюда насосом. В богатых домах в стену был вмонтирован медный бак, в котором вода постоянно нагревалась.

На чердаке помещались складские помещения, комнаты прислуги, чуланы. Там же хранили дрова и торф. Дом отапливался камином. Он расширялся под своим четырехугольным колпаком до внушительных размеров, что позволяло легко прочищать дымоход куском соломы. Очаг был отделан железными пластинами. Колпак покрывали резьбой, на полке выставляли фарфоровые и лакированные безделушки. Камин содержался в безупречной чистоте. Под очагом было отверстие для тепла. Обычно отапливали торфом, поэтому тепла камин давал совсем немного. Создавалось впечатление еле отапливаемого помещения. Грелки были обычным делом. Грелка представляла собой прямоугольный ящичек из металла или твердого дерева со множеством дырочек. Внутрь помещали тлеющий торф.

Голландцы очень любили свой дом. Это была святая святых, храм семьи. Жизнь была замкнутой, как устрица в раковине, в доме надраенных до блеска полах, натертой воском мебели, чистой до скрипа утвари. Роскошь в доме свидетельствовала больше о толщине кошелька, нежели об утонченности вкуса хозяина.