Деревянное зодчество

Деревянное зодчество стало основой для возникновения шатровых церквей, построенных в камне. Деревянные церкви не могли и не стали точными прототипами каменных башнеобразных бесстолпных храмов. Однако идея церкви- памятника, прославляющего единство русского народа, владела умами в связи с укрепившимся в эти годы национальным самосознанием.

В XVI в. каменные шатровые церкви представляли собой высотные сооружения. Так, наиболее яркая и самая большая шатровая церковь XVI в., церковь Вознесения Господня в Коломенском (1532), имела высоту 62 м. Возведенная на высоком берегу Москвы-реки, она стала именно храмом-памятником, положившим начало совершенно новому и истинно русскому явлению в архитектуре.

Храм был построен в честь рождения наследника Василия III — будущего царя Ивана Грозного. Построение плана разительно отличалось от общепринятой осевой композиции, завершаемой абсидой. В церкви Вознесения Господня абсиды отсутствовали, а план имел симметричную центрическую композицию, что больше соответствовало приемам деревянного зодчества (см. рис. 8.15). Здание возведено из кирпича размерами 30х14х8 см.

Декоративные элементы выполнены из белого камня. По высоте здание имеет три зоны. На подклете возведен четверик, на котором возвышается шатровый восьмерик, вся композиция завершается небольшим барабаном и главкой с крестом. В стенах восьмерика и в шатре сделаны окна, из которых льется свет, равномерно освещающий внутреннее пространство церкви.

Переход от восьмерика к четверику выполнен посредством привычного для русских зодчих приема перекинутых через угол разгрузочных арочек. Распор гасится дополнительными железными связями. В стенах толщиной 3 м устроена лестница. В целом за счет толстых стен внутреннее пространство церкви выглядит небольшим.

Однако обилие света, падающего на иконостас, придает необыкновенную легкость и воздушность интерьеру. Мягкое горизонтальное членение всего здания по высоте с помощью плавно перетекающих кокошников и закомар придает церкви устремленность вверх. Здание читается скорее как монумент, а не как привычный пятиглавый храм.

Церковное назначение в нем явно вторично, так как внутреннее пространство мало по сравнению с огромной внешней массой церкви. Храм Вознесения Господня в Коломенском долгое время был одним из самых высоких сооружений в Москве. Композиция церкви Вознесения Господня нашла свое отражение в последующих постройках, таких как церковь Рождества Христова в с. Беседы (1599) под Москвой и церковь Иоанна Предтечи в с. Дьяково (1547). Эти храмы хотя и не копировали общий строй памятника, но также привнесли новый художественный образ в плеяду лучших произведений русских зодчих этого периода.

Чтобы лучше понять архитектуру XV—XVI вв., необходимо почувствовать тончайшую взаимосвязь между непосредственным творением зодчего и вкладом в общую композицию сооружений иконописцев. Росписи сопровождали русское зодчество многие века, на протяжении которых менялось и совершенствовалось искусство живописцев.

Замечательные памятники фресковой живописи представлены в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. Монастырский собор построен ростовскими мастерами в 1491 г. на основе приемов раннемосковского зодчества. Росписи в соборе исполнены московским иконописцем Дионисием и относятся к 1500— 1502 гг..

К счастью, росписи мастера сохранились полностью. Их отличает необыкновенная мягкость золотисто-голубых красок. Росписями покрыты все своды, стены и столбы храма. Фрески придают небольшому внутреннему помещению собора необыкновенную легкость и воздушность.

Росписи Дионисия отличает жизнеутверждающее начало в противовес строгому аскетизму более ранних работ русских иконописцев. Своими работами Дионисий принес на северную землю веяния новой жизни, связанные с развитием Русского государства во главе с Москвой.

Таким образом, за полтора века становления московской государственности быстрыми темпами развивалось русское зодчество. Большое внимание уделялось решению градостроительных и фортификационных задач. Возникли целые системы крепостей, кремлей и монастырей.

Приемы московских зодчих распространились по территории всего Русского государства. Местные строительные школы во многом теряли свои особенности. Строительное искусство обогатилось знаниями и умениями благодаря тесным связям с мастерами итальянского Возрождения. За этот период были построены памятники архитектуры, многие из которых дошли до наших дней. Строительство в Московском Кремле отразило новые веяния в русском зодчестве.