После осуществления Луврского и Тюильрийского дворцов в Париже стала проявлять себя эстетика регулярного города, основанная на крупном масштабе и эффекте убегающих вдаль перспектив. Тогда же перед Тюильрийским дворцом разбивается регулярный парк; рядом с парком и вдоль улицы Сент-Онорэ возникают аристократические кварталы, что в совокупности определяет направление развития центра Парижа на запад и подготовляет почву для возникновения парижского диаметра. Однако этот диаметр мог появиться только после всеобщего признания градостроительных достижений Доменико Фонтана и после версальских работ Ленотра. А это случилось через столетие, в течение которого в Париже господствовали градостроительные идеи Ренессанса.

Помимо строительства Лувра и Тюильри, Ренессанс сказался в архитектуре новых общественных площадей. Первыми из них были площадь Вогезов и площадь Дофина.

В 1565 г. Екатерина Медичи приказала сломать Турнельский замок, стоявший вблизи Бастилии и улицы Сент-Антуан. На месте замка в 1605 г. Королевская парчевая мануфактура построила громадный корпус. Новое здание с высокими крышами и аркадами по нижнему этажу настолько понравилось Генриху IV, что он распорядился обстроить всю площадь аналогичными корпусами. Свободный участок площади имел квадратный план, поэтому и площадь получила квадратное очертание. Конечно, в выборе формы строители могли бы и не считаться с участком, но принципы Ренессанса диктовали им строгое прямоугольное очертание площади.

Площадь Вогезов (рис. 192 я 193) была построена в течение семи лет архитектором Клодом Шатийоном и открыта для народных гуляний и празднеств уже после смерти Генриха IV, в 1612 г. Размеры площади (139X139 м) обеспечили ее большую вместимость. По сторонам площади тянутся трехэтажные кирпичные корпуса с рустованными пилястрами из камня. Фасады площади почти не имеют различий, и только два выступающих над крышами павильона (так называемые павильоны Короля и Королевы) отмечают одну из осей площади.

Вместе с проникновением во Францию искусства барокко явилась идея поставить скульптуру в середине площади Вогезов. В 1639 г. сооружается монумент Людовика XIII, работы Даниеле де-Вольтерра и Биара-сына, и вслед затем поверхность площади покрывается дерном с крестообразно прорезанными дорожками. Следует отметить, что зелень для обработки горизонтальной поверхности площади здесь была применена впервые.

Одновременно с постройкой площади Вогезов у западной оконечности острова Ситэ возникла вторая площадь французского Ренессанса — площадь Дофина . Поводом для сооружения этой площади послужил построенный в 1578 — 1604 гг. так называемый Новый мост (Пон-Неф). В отличие от мостов средневекового Парижа Пон-Неф обладал значительной шириной и предназначался для парадного движения пешеходов и экипажей. В соответствии с этим был издан декрет, запрещающий строительство каких бы то ни было зданий как на самом мосту, так и на стрелке острова.

В 1608 г. Генрих IV подарил участок земли на стрелке острова герцогу д’Арлею, с условием разбить на нем новую площадь. Конфигурация участка подсказала треугольную форму для площади, и в ближайшие же годы между Дворцом Правосудия и мостом была построена площадь Дофина. Архитектурный эффект площади Дофина отнюдь не заключается в ее обстройке, ибо по контуру площади стоят очень скромные и разнохарактерные жилые дома; весь эффект этой площади заключается в ее глазном входе со стороны моста, где на широкой искусственной платформе стоит бронзовый монумент Генриха IV.