Арх. П. Эйзенман

Другим объектом, в котором сочетается и устойчивость формы, и внутренний динамизм пластики, является небольшой музей мебели и дизайна в Вейл-Рейне в Германии архитектора Фрэнка Гери (1987— 1989). Контрастная объемно-планировочная композиция состоит из пластичных форм, врезанных дщ|в друга, где каждый перелом оправдан функционально и используется для организации внутреннего пространства.

Здесь архитектор как будто прощупывает свои возможности, готовясь к более масштабным проектам подобного рода. В этой же манере как будто случайно нагроможденных объемов, но уже облаченных в титановые доспехи, возводится здание концертного зала У. Диснея в Лос-Анджелесе (проект был разработан к 1991 г., закончен в 2003).

Однако каждый поворот фасада отражает внутреннею композицию здания, центром которой стал один из самых высокотехнологичных акустических залов в мире, где сцена окружена разным по форме амфитеатром, а по центру расположился пучок торчащих труб органа, также разработанного архитектором.

Образная сущность архитектуры американского архитектора Фрэнка Гери (род. 1929) тесно связана с использованием новых материалов, благодаря которым его здания стали сразу выделяться: анодированный цинк, гофрированный алюминий, титановая кладка ит. д.

Музей Гуггенхайма в Бильбао, расположенный на берегу реки Нервьон (1991-1997 гг.) сделал городок на западе Испании наиболее посещаемым и знаменитым, в 2000 г. он получил переходящее звание «культурной столицы Европы». Этот интересный кинетический объем, созданный из песчаника, стекла и облицованного листами титана фасада (общая площадь 24 тыс. м2), с помощью игры света и движения завораживает зрителей сам по себе как арт-объект — абстрактная скульптура, так как не позволяет понять и оценить его с первого взгляда, заставляя обойти вокруг него несколько раз.

Здание несет в себе множество ассоциаций и метафорических образов, никого не оставляя равнодушным. Учтя свой предыдущий опыт проектирования концертного зала Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, Ф. Гери сделал главный фасад здания с входом более традиционной формы. Он использовал правильные прямоугольные формы из песчаника, из которых «раскрывается» бутон тела здания с центральным атриумом (55 м высотой) и хаотичным планом симметричных и разноформатных помещений залов.

В той же стилистике возведены следующие шедевры Ф. Гери: Американский центр в Париже (1990-1994), Административный корпус завода Novartis в Базеле в Швейцарии, «Танцующий дом» в Чехии, Художественный музей Вейсмана, корпус Массачусетского технологического университета, музей музыки в Сиэтле, Дом Питера Льюиса в Кливленде, Центр лечения заболеваний головного мозга Лу Руво в Лас-Вегасе.

Теоретические работы американского архитектора Даниэля Ли- бескинда (родился в Польше в 1946 г.) также способствовали распространению идей деконструкции как противовес порядку, который ведет к тоталитаризму, которого надо избегать.

Его проект здания Еврейского музея в Берлине получил первый приз на Международном конкурсе в 1989 г. Динамичный объем ломаной линии и прорези в металлической обшивке фасада как бы отражают конфликт немецкого и еврейского народов, трагически объединенных одной историей. Объемно-планировочная композиция наполнена спроектированным сценарием с трагическим смыслом из символично пересекающихся трех «дорог» тернистого пути еврейского народа эпохи Второй мировой войны.

Его проекты: современное крыло королевской галереи Онтарио в Торонто и Военноисторический музей в Дрездене, объединяет общий прием врезки дерзких колючих металлических объемов в «тела» исторических зданий, шокируя прохожих конфликтностью ситуации. Здание корпуса Фредерика С. Хэмилтона Денверского музея искусств в США облицовано серебристо-серыми титановыми панелями и напоминает абстрактную композицию нагромождения скал.

Тем не менее объем здания неплохо вписался в окружающую городскую застройку, новый корпус автор связал с со «средневековым замком» Понти застекленным переходом, по соседству находится постмодернистская Центральная городская библиотека Майкла Грейвса (1995). Тем не менее внутренние пространства музея критики считают неудобным из-за клинообразных планов помещений и скошенных потолков, узких щелей и изогнутой, сужающейся кверху лестницы.