Жилой дом «Театр» («le théâtre»)

Работы Бофилла интересны благодаря его попытке ввести индустриальное домостроение в русло классической культурной традиции. Его здания вывполнены из сборных каменных и бетонных панелей и отлитых в формах по индивидуальному шаблону. Но создавать «дворцовую» архитектуру для среднего класса оказалось нерентабельным предприятием.

В неоклассике работал итальянский архитектор Альдо Росси (1931-1997), строивший свои объекты в разных частях света (жилые кварталы в Милане и Берлине, театр Карло Феличе в Генуе, Италия, отель Палаццо в Фукуоке (Япония), Каза Аврора в Турине, музей Боннефантенмузеум в Нидерландах, Ка’ ди Коцци в Вероне). В геометрии форм куба, цилиндра, призмы или пирамиды он черпал вдохновение не только для создания проектов зданий, но и в дизайне предметов интерьеров, считая эти формы наиболее устойчивыми.

Одной из самых известных построек А. Росси стал отель Палаццо в Фукуоке (Япония) в 1989 г., где ему удалось воспроизвести фрагмент традиционной классической городской площади, где в центре композиции стоит здание отеля. Простой параллепипид фасада из розового травертина украшен семью рядами круглых колонн с зелеными стальными карнизами и завершающим мощным антаблементом плоской крыши.

Интересно, что фасад полностью лишен окон, на что архитектор замечал, что вся жизнь разворачивается внутри стен здания. Те же нотки барочного неоклассицизма можно увидеть в творчестве многогранного архитектора Ф. Джонсона в соавторстве с Д. Берджи. В небоскребе компании ATT «Америкэн Телефон энд Телеграф» (1978-1982) в центре Манхэттена в Нью-Йорке они использовали прообраз капеллы Пацци во Флоренции, многократно увеличенной в масштабе.

Они вытянули пропорции в вертикали, облицевали фасад гранитом и закончили скучноватую ритмичность окон гигантским фронтоном с вырезанным барочным проемом, что вызвало немало споров среди критиков, которые прозвали здание «старым дедушкиным комодом». Ассоциации с суровой готикой и Ренессансом вызывает здание небоскреба Рипаблик-бэнк (Republic Bank Center) (1981— 1984) в 60 этажей в центре Хьюстона тех же авторов.

Образ здания получилось монументальным, строгим и надежным, как и пристало выглядеть банку. Ритмичность образу придает трехступенчатая композиция объема, напоминающая непреступную скалу-крепость.