От архитектурных строений гомеровского периода в значительной степени сохранились лишь руины. В архитектуре этого периода происходит так называемый процесс ученичества, базирующегося на эгейском и древневосточном наследии. Новые племена, пришедшие на полуостров, начинают заново, используя то, что было оставлено на занятых территориях предшественниками.
В архитектуре эллины гомеровского периода начинают с нуля — с сырцового кирпича (предшествующему периоду была свойственна циклопическая кладка). Мегарон эволюционирует из дворца в храм: на месте старых мегаро- нов появляются новые греческие святилища, повторяющие их типологию. Характерна сырцово-деревянная архитектура с перекрытиями вальмового типа (четырехскатная крыша). Постройки, как правило, прямоугольные, узкие и вытянутые, могли раскрашиваться.
Второй этап развития древнегреческой архитектуры именуется архаическим (УШ-У1 вв. до и. э.). В этот период развития греческой цивилизации греками основалось множество колоний по северным побережьям Средиземного и Черного морей, по западному побережью Малой Азии. Колонизация также охватывала территории Сицилии и Южной Италии.
Величайшим достижением архаического периода можно считать разработку греческими архитекторами ордера: строго определенной системы расположения и взаимоотношения размеров колонн и лежащего сверху на них перекрытия — антаблемента. При этом разрабатывались наиболее эффективные пропорции зданий.
Так, отношение высоты фасадов зданий этого периода к его ширине равно 1:2, а диаметр колонны к ее высоте— 1:6. Впрочем, в это время, исходя из эстетической красоты, могли применяться и иные соотношения, например 3:5 или 1:10,5. В эпоху архаики также возникают новые типы храмовой архитектуры, в частности храм периптерного типа. Периптером называется храм со всех сторон окруженный колоннадой. Начиная с VII в. до и. э. подобные храмы стали господствующим типом греческой культовой архитектуры.
Также интересно, что в этот период в Греции возрастает роль спортивных соревнований, которые являлись важным элементом религиозных мистерий, поэтому храмы и спортивные сооружения являлись основой архитектуры той эпохи. Наиболее значительную роль играли храмы Олимпии как места религиозного поклонения и общественнополитической жизни.
Вторым общественным и религиозным центром этого периода можно назвать святилище бога Аполлона в Дельфах.
Дельфы были крупным культурным и религиозным центром — местом, куда люди стремились для того, чтобы узнать будущее у дельфийского оракула. По сути, в Дельфах складывался первый в истории центр обмена деловой информацией, а в храме Аполлона находилась торговая биржа. В эпоху архаики складываются основные типы как древнегреческих ордеров, дорический и ионический, так и основные типы греческих храмов.
Выше уже говорилось о возникновении храмов периптерного типа, помимо периптеров эпоха архаики знает простейший тип греческого храма — храм в антах. Основу его планировки составляет крито-микенский мегарон. Возводились подобные храмы из необожженного кирпича и перекрывались двухскатными деревянными крышами. На фасадах треугольный фронтон храма поддерживался выступами продольных стен, которые и называются антами. Между выступами обычно помещались две колонны.
Наиболее ярким примером храма подобного типа можно назвать храм богини Геры на острове Самос. Также лучшим памятником этого периода можно считать храм бога Аполлона в Коринфе (VI в. до и. э.), который строгостью и простотой своих архитектурных форм предвосхитил архитектурные образы классического периода.
Колонны и перекладины храма Аполлона были покрыты в древности тонкой штукатуркой и расписаны яркими натуральными красками. Храм был настолько красив, что его не тронули даже римляне, которые перестроили весь Коринф. Не пощадило храм в Коринфе только землетрясение, разрушившее большинство античных построек. Поэтому сегодня мы видим только уцелевшую часть когда-то величественного строения. Храм Аполлона в Коринфе строгостью и простотой своей архитектуры предвосхитил лучшие архитектурные образы периода классической Греции.
Третьим этапом развития греческой архитектуры можно считать период между 50-49 гг. до н. э. Это время именуют «золотым пятидесятилетием» Афинского государства или «,эпохой классики».
После победы над персами и их вытеснения из бассейна Эгейского моря, которое произошло в 449 г. до и. э., Древняя Греция вступает в период расцвета как полисной структуры, так и научной и культурной жизни. Итогом политической борьбы граждан греческих городов-государств с олигархической системой стало усиление Афинского государства, рождение и процветание греческого классического искусства и архитектуры. Своего расцвета эта эпоха достигла при Перикле (443^29 ггЛДНЙк э.).
Наиболее полное представление об архитектуре этого периода можно составить по дошедшим до нас монументальным памятникам, архитектурному мастерству и совершенству архитектурных форм. Именно в этот период появляется большое количество общественных зданий, что явилось следствием разнообразия форм общественной жизни, которая развивалась в это время.