Беренс придал индивидуальный облик не только зданиям концерна, мастерским и квартирам для рабочих, но и всей продукции фирмы, включая ее рекламу на рынке (каталоги, прейскуранты, фирменную упаковку), используя единые принципы стилеобразования.
Создав у потребителей объединенный образ компании, он положил начало так называемому фирменному стилю. Красоту технократичной эстетики подхватил архитектор Вальтер Гропиус (1883-1969), заявив в своей статье «Роль промышленной архитектуры в образовании стиля», что «Творения индустрии и техники должны стать отправной точкой для разработки и развития новых форм»65, тем самым определив отправную точку западноевропейского функционализма 1920-х гг.
В. Гропиусу и А. Майеру удалось создать грандиозные мону- ментализированные образы фабрики «Фагус» в Альфельде-на-Лейне, (1911), а также павильона на выставке «Веркбунда» в Кельне. В своих проектах они используют интересные конструктивные решения, применяют стекло для наружного ограждения фасада, вписывая наружную лестницу в круглую застекленную башню.
Проект большого многоярусного купольного пространства воплотил в жизнь архитектор Макс Берг в Польше (г. Вроцлав), который возвел «Зал столетий». Он впервые создал крупнопролетное сводчатое сооружение (диаметр 65 м, высота 42 м), где использовал «зонтичную» конструкцию из ребристого железобетона. Купол он водрузил на четыре арки, примыкающие к апсидам.
Архитекторы начала века противопоставили индивидуализму идеи стандартизации, считая, что за этим стоит решение социальных проблем общества. Большие надежды возлагались на возможности техники, которую воспринимали как новую самостоятельную динамичную силу, способную изменить мир к лучшему. Они закладывали принципы рационалистической архитектуры 1920-х гг. Восприятие эстетики в архитектуре изменила Первая мировая война в 1914 г.
В сложный военный период многие идеи в архитектуре зарождались в теоретической философии и могли найти свое выражение только на бумаге. Один из видных теоретиков и архитекторов «Веркбунда», немец Бруно Таут (1880-1938) мечтал: «Чтобы каждое из обособленных сегодня искусств участвовало в общем деле строительства». В своих бумажных фантазиях «Альпийская архитектура» Таут готовил почву для новой архитектуры.
На выставке «Веркбунда» в Кельне в 1914 г. Таут представил проект «Стеклянного павильона», сложную конструкцию с призматическим куполом из цветного стекла, который стал воплощением утопических идей Пауля Шеербарта66.
Мис ван дер Роэ рисует эскизы небоскребов будущего, которые будут воплощены в жизнь через 30 лет. Итальянец Антонио Сайт Элиа (1888-1915) рисует урбанистические картины «нового города», в которых предвидит комплексность монолитных структур в их функциональном единстве; развитие транспортно-коммуникативной структуры по вертикали и другие признаки современных городов. Отражение идей Сант-Элиа проявилось в творчестве Ле Корбюзье, А. Люрса, X. Ферриса и др.
Набирает силу новое направление в архитектуре, названное экспрессионизмом. Архитекторы черпают вдохновение из биоморфных форм, отличающихся отсутствием строгой симметрии и футуристическим обликом. Самые фантастичные проекты реализовывались в театральных и кинематографических постановках, а также в проектах выставочных павильонов.
В Германии первым представителем стиля стал Ганс Пельциг (1869-1936 гг.), создавший проект Большого театра (Grosse Schauspielhaus) в Берлине с интересным решением перекрытий потолка с вмонтированными в него светильниками в виде сталактитов, а также проект универмага во Вроцлаве и химической фабрики в Польше (1911-1912).
Его соотечественник архитектор Эрих Мендельсон создал проект здания обсерватории «Башня Эйнштейна» в Потсдаме. Выстроенная из кирпича она была оштукатурена и выглядела столь же скульптурно, сколь и архитектурно. Также целостно смотрится здание архитектора и философа Р. Штайнера в Швейцарии для организованного им же антропософского общества.
Особенно быстро этот стиль стал развиваться в Нидерландах первой трети XX в. В 1905 г. в Амстердаме задумались об эстетике архитектурного облика города и, приняв градостроительный кодекс, стали работать над генпланом под руководством X. П. Берлаге. Так появилась амстердамская архитектурная школа, лидерами которой стали Мишель де Клерк, Йохан ван дер Мей и Питер Крамер, под началом Эдуарда Кейперса. На улицах города стали появляться здания с округлыми формами из кирпича с мотивами неоготики и многочисленными декоративными элементами.
Самым известным зданием этого направления признан один из корпусов народного дома (1914-1921) архитектора Мишеля де Клерка, получившего название «дом-корабль». Постройки в этом стиле возводились до начала Второй мировой войны, среди последних было здание универсального магазина «Де Бейенкорф» в Гааге архитектора Питера Крамера (1924). В плавных изгибах кирпичного фасада и декоративных скульптурных вставках еще чувствуется влияние модерна.
Там же, в Нидерландах, складывается формальный язык творческой группы архитекторов, объединенных вокруг журнала «Стиль» и получивших название «Де Стейл», или неопластицизм (1917). Лидерами группы стали архитектор Тео ван Дусбург и художник Пит Мондриан, который воплощал проекцию архитектуры зданий в своих композициях на бумаге.
В архитектуре подчеркивали главенство пространства, где «внутреннее» и «внешнее» не противопоставляются друг другу. Здание трактовалось как состоящий из разных плоскостей конструктор. Наиболее всего эти принципы были воплощены в особняке Шредера в Утрехте, архитектор Г. Ритфелд (1924).
Мечты архитекторов начали приобретать рационалистически организованную форму, что нашло отклик среди творческой группы архитекторов во Франции, объединенных вокруг журнала «Эспри Нуво», а также в немецком «Баухаузе», где Тео ван Дусбург преподавал в 1921-1923 гг. Организованное в 1919 г. художественнопромышленное училище «Баухауз» в г. Веймаре объединило несколько творческих учебных заведений и стало местом для творческих экспериментов и исканий.
Общим девизом для развития новой архитектуры стал рационализм. Лозунгом школы стало утверждение, что красота — это сочетание удобства, утилитарности и практичности. Основателем течения «Баухауза» можно считать немецкого архитектора Вальтера Адольфа Георга Гропиуса (1883-1969), возглавлявшего училище «Баухауз» (с 1919 по 1933 г.).
В. Гропиус собрал в стенах школы виднейших представителей художественных направлений того времени: художника Йоханнеса Иттена, гравера Лионеля Фейнингера, скульптора Герхарда Маркса, архитектора Адольфа Мейера, художников Пауля Клее (искусство витража) и Василия Кандинского (настенная живопись), Ласло Мохой-Надя (художественная обработка металла) и сценографа Лотара Шрейера и др.
В ранний период деятельность членов «Баухауза» объединяли левые идеи и новаторский подход к искусству, пропаганду которых они проводили со страниц журнала («Bauhaus») и в серии «Баухауз- книг».
Начиная с 1920 гг. в дизайне промышленных изделий начинает преобладать функционализм. В опубликованном альбоме «Веркбунда» «Форма без орнамента» были представлены образцы изделий простых лаконичных форм без украшательств.