Кальмарский замок начал, по приказу Густава Вазы, перестраиваться из средневекового в 1547 г. (по другим данным, ещё в 1525). Работы вели мастера Якоб Рихтер (с 1553), Роланд Маккле (с 1559), Доминикус Пахр (в 1573-1602 гг,). Оценивается шведскими авторами как «наиболее завершённый и лучше сохранившийся из замков Вазы», «один из самых важных замков в северном регионе».
План в большей степени, нежели у Грипсхольмского замка, нерегулярен, будучи к тому же усложнённым окружающими стенами, валами и пушечными башнями. Зато эти дополнительные укрепления взяли на себя главные оборонные функции, что позволило придать собственно замку менее крепостной облик.
Традиционные круглые угловые башни дополнены прямоугольными выступами. Один из них, к которому сзади примыкает подобие башни с причудливым куполом, фонарём и флюгером, служит воротами.
Особую прелесть замку придают разновысотность объёмов и соседство башенных покрытий со щипцовыми завершениями.
В центре внутреннего двора — сделанный Маккле колодец-фонтан в виде ярусного храмика с дорическими колоннами и фронтончиками.
Интерьеры замка сохранились в реставрации архитектора Э. В. Шоландера (1860-1862). Если капелла по характеру напоминает готические залы, то остальные помещения носят ренессансно-ордерный оттенок.
В так называемом «Рутзале» низ стен отделан интарсией, обрамлённой, как и камины, строгими римскодорическими колоннами и антаблементом, включающим триглифы и метопы, кессонированы потолки.
Но всего замечательнее комната Эрика XIV, декорированная, возможно, не без личного участия этого художественно одарённого короля. Тут камин украшен кариатидами и маскаронами. Интарсия дополнена междуколонными нишами с раковинами в конхах, а сами колонны коринфские. Верхняя часть стены заполнена яркой динамичной росписью со сценой охоты. С этим соседствуют рельефные изображения животных и изящно переплетённых гирлянд.