Внутри дворца находился большой внутренний двор, который по периметру был обстроен двух-трехэтажными корпусами. Помимо этого, дворец был заглублен в землю и имел подземные помещения, которые именуются лабиринтом. Кносский дворец строго ориентирован по сторонам света. В северо-западной части комплекса была устроена открытая площадка — театрон, представляющая собой фактически первое театральное сооружение под открытым небом — прообраз позднейших греческих театров. По обе стороны от сцены находились каменные скамьи для зрителей. Театр был рассчитан на 250 зрителей.
Интересно то, что дворцовый театр был открыт для широкой публики, что может нам говорить о не только об открытости критской архитектуры, но и об определенной доступности и открытости для подданных царского дворца в Кноссе. Никому ведь в голову не могло прийти близко подойти к дворцам египетских или персидских царей, на Крите подобное посещение дворцовой территории было обычным делом.
Дворец не имел понятия анфиладной архитектуры, при которой залы и комнаты следуют строго одна за другой. Все жилые и парадные залы дворца спланированы несколько хаотично и представляют собой лабиринт, который сходится к центральному залу, именуемому мегароном.
Внутри дворца находилось много лестниц, пандусов и переходов, благодаря которым залы дворца располагались на разных уровнях. В Кносском дворце располагалась своя автономная система воздуховодов и световых люков. Благодаря им расположенные в центре зданий дворца помещения проветривались и освещались при помощи световых шахт.
Важным конструктивным элементом всей стоечнобалочной системы Кносского дворца являются колонны. Деревянные критские колонны суживаются к низу и имеют каменные базы и капители. Деревянные стволы колонн ярко раскрашивались. Подобный тип колонны был характерен для построек древнего Критского царства.
Критская колонна несла в себе определенный сакральный и конструктивный смысл. Так, например, «…каждая колонна означала „мировое дерево“, корнями направленное в „мировое пространство“. Такой прием встречается до сих пор в горных районах Верховины (Зап. Украина), где принято фасады изб украшать подобным „мировым деревом“…».
Доктор архитектуры Н. И. Брунов так писал о конструктивных особенностях критской колонны: «Критская колонна отличается неустойчивостью и аструктивностью, она подчинена удивительной интуиции ее авторов, которые учитывали сейсмичность данной территории»26. В условиях высокой сейсмической активности при условии, что происходит горизонтальный толчок, тонкая опора критской колонны позволяла ей совершать свободный поворот, вместо того чтобы переламываться при жестком закреплении, при этом широкая абака, которая лежит поверх капители, могла обеспечить горизонтальную подвижку перекрытия без его моментального обрушения.
Еще одной интересной антисейсмической конструкцией критских домов и дворцовых сооружений была конструкция стилобатных стен, при которой их низ выкладывался из крупных каменных блоков, которые называются квадрами, затем устанавливался деревянный ячеистый каркас, который могли заполнять песком, мелкой галькой, бутовым камнем либо сырцовой кладкой на связующем из глины.
При условии горизонтального толчка во время землетрясения подобная конструкция также могла смягчить удар и не подвергать разрушению стилобаты. Это было важно, так как критские сооружения возводились на стилобатах. Существовало еще одно важное отличие этой архитектуры от египетской или вавилонской архитектуры. Это ее открытость внешнему миру и ее широта.
Например, в городах Древнего Египта никто и никогда не мог приблизиться близко к дворцу фараона, сами дворцы фараонов и вавилонских царей окружались мощными стенами. В Вавилоне городские кварталы имели замкнутую планировку и также окружались внутренними глинобитными стенами. В городах Крита все было иначе.
Если присмотреться к древнейшим формам жилого дома на материке и островах Эгейского моря, то, помимо пещер и гротов, которые служили естественным, примитивным жилищем для обитателей горных областей, можно установить два основных типа: круглое и прямоугольное здание. На Крите круглой формы постройки применялись только для могил. Жилые дома круглой формы до сих пор найдены только в Ереции.
Дома возводились в два-три этажа на высоких стилобатах с большими оконными и дверными проемами. Двери не имели запоров. Дома имели мезонины с выходами на плоские крыши, парадные двери и окна домов выходили на улицы, а не во внутренние дворы, как в Египте или Вавилоне.
Так как основным строительным материалом критских городов был кирпич-сырец, то жилая застройка Крита очень плохо сохранилась и сейчас можно видеть лишь археологические ее остатки. Однако сохранилось множество критских и финикийских глиняных табличек, на которых можно видеть застройку критских городов в форме рисунков.
Судя по изображениям, фасады домов украшались декоративными росписями. Интересно, что эта традиция была позднее перенята этрусками, и до сих пор во многих городах Северной и Центральной Италии (Верона, Падуя) дома эпохи Возрождения и современные здания украшены подобной декоративной росписью. Как уже отмечалось, критяне не возводили храмовых зданий. Критяне поклонялись богу морей Посейдону и Великой богине Матери (Mater Deorum Hibemesium), и, видимо, для поклонения Посейдону было достаточно открытых алтарей, разбросанных по морскому побережью.
Великой богине Матери поклонялись в священных рощах. В отличие от рядовой городской застройки, дворцы Кносса и Феста сохраняли традиционную композицию размещения парадных залов вокруг центрального открытого двора. Дальнейшее развитие архитектуры ми- нойской цивилизации связано с микенским периодом.