Ансамбль Афинского Акрополя — один из выдающихся памятников эпохи «золотого пятидесятилетия» Афинского государства 480430 гг. до н. э. В его архитектуре проявилось удивительное умение древнегреческих зодчих— сочетать регулярность и живописность. Скорее всего причиной подобного умения являлось как осознание архитекторами того времени своей сопричастности окружающей природной среде, так и небольшие размеры античных городов.
Известный историк градостроительства, историк архитектуры А. В. Бунин (1905-1977 гг.) считал, что население самых крупных греческих городов не превосходило 50 тыс. человек, а в большинстве случаев было и того меньше. Конечно, при таких размерах гипподамо- ва сетка не грозила утомить своим механистическим однообразием. «…Планы греческих городов навсегда остались жемчужинами мирового градостроительства, в которых органичность творения природы удивительным образом соединилась с разумной волей человека».
Афинский Акрополь полностью соответствует всем данным характеристикам. В период классической Греции он имел огромное значение в жизни древнегреческого общества. В период политической гегемонии Афин Акрополь мыслился как общественный и политический центр всей Греции. Еще в микенский период Афинский Акрополь возводился как укрепленный замок афинских царей. В эпоху тирана
Писистрата (ок. 602 г. до н. э., Афины — весна 527 г. до н. э., там же) на Афинском Акрополе был возведен самый знаменитый предшественник Парфенона— храм Гекатомпедон— древнейший храм Афинского Акрополя, посвященный богине Афине.
Он был построен в середине VI в. до н. э. в пределах территории еще более древнего микенского царского дворца, датированного примерно XIV в. до н. э., храм располагался напротив Пропилей. Свое условное название храм получил благодаря размерам целлы— 32,8 м (то есть 100 футов) на 16,4 м (соответственно 50 футов). Греческое слово Екатоцлсбо^ (гекатомпедон) дословно переводится как «стофутовый».
Руины храма открыл во время раскопок в XIX в. немецкий археолог Вильгельм Дерпфельд. Он представлял собой мегарон, сохранилось основание двух колонн мегарона. В конце XIX в. обнаружили и скульптуры фронтонных композиций этого храма. Сюжеты изображений были заимствованы из лднрнегреческой мифологии. На левом метопе изображен Геракл, борющийся с морским чудовищем, получеловеком-полурыбой, огромным чешуйчатым тритоном.
Справа изображено крылатое фантастическое существо с тремя человеческими торсами со змеиными хвостами. Первая фигура сжимает в руке язык пламени, вторая — волнистую ленту, а третья держит на ладони птицу. Это символы трех стихий — огня, воды и воздуха. Трехглавый змей — Тритопатор — олицетворяет трехглавого исполина Гериона или морского старца Протея, который мог принимать любой облик, или Тифона, дракона, рбМденного в подземном мире, или Нерея, морского старца, покровителя моряков, что часто изображался сидящим на тритоне с водорослями в веках и волосах и трезубцем в руке. На центральном метопе изображен бык, которого раздирает лев.
Скульптуры выполнены из мягкого поросского известняка и хорошо сохранили яркие краски. Так, волосы на голове и бороде раскрашены синим, глаза — зеленым, уши, губы и щеки — красным цветом. Тела покрыты бледно-розовой краской. Змеиные хвосты расписаны красными и синими полосами. Одна из глав трехглавого змея так и вошла в историю искусства под условным названием «Синяя Борода». Метопы Гекатомпедона сейчас экспонируются в Новом музее Акрополя.
В период Греко-персидских войн 490-х. гг. до и. э. Акрополь, как и все Афины, был сильно разрушен. Наибольший размах восстановления Афин и памятников Акрополя связывается с наиболее блестящим периодом развития Афинского государства — веком Перикла (461^-29 гг. до и. э.). Стремясь сделать свою столицу главным городом всего Афинского морского союза, Перикл понимал выдающееся идеологическое значение искусства и усматривал в нем средство утверждения гегемонии Афин.
Согласно этому плану под руководством выдающегося греческого скульптора и архитектора Фидия был возведен один из самых выдающихся ансамблей мирового искусства и архитектуры. Он включает в себя несколько храмовых зданий — Парфенон, или храм богини Афины Парфенос (Девы), Пропилеи (парадные ворота), храм богини Ники Аптерос (Бескрылой) и Эрехтейон — храм богини Афины и бога Посейдона. Торжественные ворота Акрополя— Пропилеи— возведены в 437—432 гг. до и. э. по проекту архитектора Мнесикла. Пропилеи — монументальное парадное входное сооружение.
Его центральная часть представляет собой развитый в глубину сквозной портик, состоящий из двух зданий, объединенных шестиколонными дорическими портиками. С внешней и внутренней стороны ансамбль одинаково обращен своими фронтонами к входу и к самому Акрополю. Средний проход отделялся от боковых проходов двумя рядами ионических колонн.
Боковые сооружения, обращенные к внутреннему пространству Пропилей, украшены колоннадами ионического ордера. Вместе с мраморным кессонированным потолком, который был украшен росписью и позолотой, Пропилеи составляли нарядный и целостный интерьер. При подходе к Пропилеям справа на выступе крепостной стены был возведен небольшой четырехколонный храм — амфипростиль, посвященный Бескрылой богине Победы (Ники Аптерос).
Храм построен архитектором Калликратом в 427424 гг. до н. э. по более раннему проекту 449-450 гг. до н. э. стилобат храма имеет три ступени. На непрерывном ионическом фризе изображались эпизоды Греко-персидских войн и боги— Афина, Посейдон и Зевс. Храм выполнен из мрамора. Внутри стояла статуя Афины, держащая в одной руке шлем, в другой — гранат, символ победоносного мира. Размеры храма богини Ники по стилобату 5,4×8,14 м. Высота колонн ионического ордера 4,04 м.
Впереди справа от храма возвышалось самое грандиозное сооружение Акрополя— храм Парфенон, посвященный богине Афине Парфенос — покровительнице города. Он был построен в 447^-32 гг. до н. э. архитекторами Иктином и Калликратом при участии скульптора Фидия. Храм поставлен под углом к главной оси Пропилей.
Дату начала строительства ученым удалось точно установить благодаря фрагментам мраморных дощечек, на которых афинская власть представляла гражданам полиса официальные постановления и финансовые отчеты. Для афинян такие надписи были средством контроля за расходами и борьбы с казнокрадством. Парфенон представляет собой дорический периптер с элементами ионического ордера.
Он стоит на трех мраморных ступенях, общая высота которых составляет около 1,5 м. Со стороны главного (западного) фасада прорублены более частые ступени, предназначенные для людей. Верхняя площадка ступеней, так называемый стилобат, имеет 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину. Храм со всех сторон окружен перистилем — колоннадой, имеющей по 8 колонн на фасадах и 17 по бокам, учитывая угловые.
Высота колонн равна 10,4 м, они составлены из 10-12 барабанов. Диаметр их основания— 1,9 м, у угловых колонн— 1,95 м. Кверху диаметр колонны сужается. На каждой колонне выточено по двадцать канелюр. Сверху храм был покрыт черепичной кровлей.
Находящееся за внешней колоннадой помещение храма имеет 59 м в длину и 21,7 м в ширину. Оно установлено на двух дополнительных ступенях общей высотой 0,7 м и является амфипростилем. На его фасадах имеются портики с колоннами, которые чуть ниже колонн перистиля. Восточный портик был пронаосом, ведущим в целлу, западный— постикумом, ведущим в опистодом.
Целла, располагавшаяся с востока, имела длину 29,9 м и ширину 19,2 м. Два ряда из 9 дорических колонн заканчивались у стены поперечным рядом с еще тремя колоннами и образовывали три нефа, средний из которых был значительно шире двух других. Считается, что на архитраве первого яруса колонн стоял второй, поддерживавший перекрытия. В центральном нефе стояла статуя Афины Парфенос работы Фидия. Над статуей был устроен гипефр.
Опистодом имел 13,9 м в длину и 19,2 м в ширину. В нем находились четыре высоких ионических колонны. Две небольшие двери вели в боковые нефы целлы. Опистодом изначально назывался Парфеноном, поскольку здесь хранились дары богине; затем это название распространилось на весь храм. В 464 г. до н. э. сюда была перевезена казна Делосского союза. Долгое время в опистодоме располагался также государственный архив. Парфенон был самым крупным храмом Греции (30,89×69,54 м). Он был поставлен на самую высокую точку Акрополя и возвышался над всем окружающим пространством.
Его выдающиеся художественные качества достигнуты прежде всего благодаря зодчим, которые понимали значение богатых архитектурно-выразительных возможностей, которые несла в себе ордерная система, а также точно найденным пропорциям ордера. Пропорции дорического ордера Парфенона отличаются исключительной стройностью, а его формы — изяществом их прорисовки.
В ордерной композиции Парфенона соединялись монументальность и мужественность дорики с тонкостью и стройностью ионики. Интересно, что храм имел некоторые отклонения, связанные с геометрической правильностью основных линий. В их числе можно отметить незначительный подъем на фасадах горизонтальных линий в середине, наклон осей колонн к стенам храма, наклон фронтонов к наружной стороне, утолщение угловых колонн. Наклон каждой колонны невелик (от 6,5 до 8,3 м).
Он меняется в зависимости от места, занимаемого колонной в колоннаде, и от того, в какой колоннаде она установлена. «Общий наклон колонн обладает концентрическим характером и создает впечатление расширения функций каждой колонны. Это происходит тогда, когда вся колоннада вовлечена в общее усилие и может составлять одно целое, несущее тяжесть всего храма.
В этом проявляется не только эстетика, но и определенная техническая цель. Если бы колонны стояли иначе, то тяжесть фронтонов и антаблемента раздвинула бы их и здание могло бы обрушиться. Поэтому угловые колонны сделаны более массивными. Эти колонны составляют отдельный ансамбль. Они менее наклонены, и это выделяет их из общего пучка колонн и подчеркивает поддержку ими здания в четырех углах.
Эти колонны значительно подвинуты к соседним с ними колоннам, так как межколонное пространство такого же размера, как и остальные, неизбежно создавало бы световую пустоту, отчего сами колонны показались бы тоньше. Между тем угловые колонны должны быть самыми прочными, потому что они несут на себе основную тяжесть здания».
Парфенон был перекрыт двухскатной крышей, которая состояла из деревянных стропил и мраморной черепицы. Поля фронтонов (тимпаны) были заполнены скульптурными композициями на темы древнегреческих мифов. Вверху наружных стен целлы Парфенона по всему их периметру шел непрерывный скульптурный фриз.
Напротив Парфенона стоит последняя по времени возведения постройка ансамбля Акрополя — Эрехтейон, храм Афины и Посейдона (421 —407 гг. до н. э.). Храм возведен на террасообразном рельефе и имеет ассиметричную форму, которая нехарактерна для культовых построек Древней Греции. Эрехтейон выразительно контрастирует со строгой монументальностью Парфенона.
Это достигается двухуровневым расположением здания, его объемной расчлененностью, вызванной конфигурацией плана и рельефом окружающей местности, наличием трех различных портиков ионического ордера. Также этот контраст достигается благодаря общему свободному характеру композиции здания. Эрехтейон отличается и своими небольшими размерами (11,63×23,5 м по стилобату). Его северный и западный фасады на 3 м выше восточного фасада.
Южный портик храма, обращенный к Парфенону, украшен вместо колонн скульптурными фигурами девушек (кариатид), которые несут на своих плечах антаблемент. В композиции храма получил свое развитие принцип свободного гармоничного равновесия отдельных частей, который лежит в основе всего архитектурного ансамбля Акрополя и его композиции.
К числу хорошо сохранившихся мемориальных сооружений «золотого пятидесятилетия» 480-430 гг. до и. э. можно также отнести памятник Лисикрата, который был построен на главной улице Афин в 334 г. до и. э. в память победы хора афинских мальчиков на играх в честь бога Диониса. Памятник представляет собой цилиндрическое по форме сооружение на прямоугольном подии с шестью полуколоннами, несущими антаблемент. Памятник Лисикрата отличается изящными формами и тщательной прорисовкой всех деталей. Особенностью капителей колонн является их форма, которая выполнена в виде стилизованных листьев аканта с небольшими волютами.
Данный тип ордера именуется коринфским и редко встречается в период классической Греции, однако он получает широкое распространение в архитектуре эпохи эллинизма и Древней Греции. И в завершение необходимо отметить тот факт, что у подножия Акрополя размещалась большая площадь агора, на которой до сих пор стоит хорошо сохранившийся храм Гефеста, близкий по размерам к Парфенону и также являющийся периптерным храмом. Однако его отличают более тяжелые пропорции дорического ордера.