Критика простоты и безобразности интернационального стиля прозвучала лишь в 1950-е гг. и явилась стимулом для формирования свежего взгляда архитектуры начала постмодернизма. В основу этого метода была положена идея взвешенного формообразования — соответствие конструктивного, объемно-пространственного и художественного решения сооружения с новыми функциональными и социальными требованиями общества.
Особенно преуспели в этом направлении США, которые в силу своего географического положения были далеки от театров военных действий и сумели увеличить мощь своей экономики и, как следствие, сделали существенный шаг навстречу техническому прогрессу.
Грандиозный проект комплекса зданий для ООН воплотила в жизнь международная группа архитекторов (Ле Корбюзье (Франция), П. Нерви (Италия), О. Нимейер (Бразилия), С. Маркелиус (Швеция), М. Новицкий (Польша) и инж. Н. Д. Басов (СССР), во главе с американцем Уоллесом Гаррисоном.
Однако к заключительному этапу выполнение проекта было передано фирме «Гаррисон и Абрамович». К 1952 г. на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке был выстроен комплекс, состоящий из четырех зданий, во многом напоминающий эскизный вариант макета Ле Корбюзье.
Вертикальной доминантой пространства стало здание Секретариата, осуществленное талантливым бразильским архитектором Оскаром Нимейером, заключившим уплощенное стеклянное 39-этажное здание в форме призмы в каменную раму, пониже здание специальных служб, на контрасте с ними по горизонтали вдоль небрежной расположился элегантно изогнутый зал заседаний Генеральной Ассамблеи с куполом.
Постепенно американский истеблишмент в своих представлениях о солидности и представительности отошел от простых функциональных моделей в пользу неоклассических форм. Стали преобладать две тенденции: декоративность и неоклассика.
Большое значение в США придавалось возможностям вкладывания идеологического подтекста зданиям с целью контроля и управления досугом граждан так называемого среднего класса, то есть зрелищным сооружениям культурно-просветительской направленности. Были развернуты программы по строительству культурных центров в крупных городах.
В Нью-Йорке в 1959 г. был создан крупный комплекс Линкольнцентр на острове Манхэттен. Он стал крупнейшим культурным центром города, достроенным к 1968 г. в соавторстве с такими архитекторами, как У. К. Харрисон, М. Абрамович, Ф. Джонсон, Э. Сааринен и др., куда вошли театр Метрополитен-опера, концертный зал Эвери- Фишер-холл и другие сооружения искусства.
Этот комплекс воплотил в себе вкусы консервативного класса преуспевающих американцев. Он расположился на ограниченном выкупленном с большим трудом участке. Композиционным ядром комплекса является небольшая площадь с фонтаном, ее фланкируют городской театр (арх. Ф. Джонсон) и концертный зал (арх. М. Абрамович), а замыкает по оси симметрии здание Метрополитен-опера (арх. У. Гаррисон). Театр Бомон (арх. Э. Сааринен) не имеет прямой связи с площадью.
Архитектура зданий центра — самый яркий пример американского неоклассицизма. Здания выполнены на основе традиционных схем с многоярусными залами и обстроены снаружи неоклассическими портиками. В интерьерах — дорогая отделка вплоть до хрусталя и позолоты, современная скульптура и живопись.
Самым выразительным зданием, воплотившим желание элиты выделиться за счет монументальной представительности и солидной декоративности, стало здание Городского театра по проекту Джонсона, ставшее одним из основных зданий, образующих ось площади комплекса Линкольн-центра. Его восьмиколонный портик напоминает формы фасада Дворца цивилизаций в Риме (арх. Пьячентини). Композиция здания имеет традиционную симметричную планировку с барочными формами зрительного зала. Отделка сделана с использованием дорогих отделочных материалов с размахом и роскошью. Площадь Ланфана в Вашингтоне стала повторением композиционного решения Линкольн-центра в исполнении И. М. Пея.
В 1954 г. Госдепартамента США озаботился возведением своих представительств за рубежом, распределив 50 зданий среди архитекторов, снабдив их следующими директивами: «Для того чтобы создавать впечатляющие и выразительные работы, проектировщик должен серьезно изучать местные условия климата и участка, понять местные обычаи и проникнуться симпатией к ним».
Таким образом, был сделан мягкий намек на желательность некой версии традиционализма или историзма. Проект Посольства США в Лондоне (1960) достался Ээро Сааринену. Архитектору необходимо было вписать здание в исторический контекст центральной части Лондона, но в то же время оно должно было стать визитной карточкой технических достижений современной архитектуры Америки.
За модернистским бетонным фасадом появилось здание своеобразного «неоакадемизма» с пафосной скульптурой орла на крыше. Тенденции американского неоклассицизма и своеобразного декоративизма проявились наиболее всего в творчестве Эдварда Стоуна и Минору Ямасаки.
Эдвард Дьюрелл Стоун (1902-1978) обогатил монотонные фасады небоскребов новым декоративно-пластичным средством. Архитектор предложил в проекте Павильона США на Всемирной выставке в Брюселе в 1958 г. и в проекте Посольства США в Нью-Дели в Индии облачить простые геометрические формы цилиндра и параллелепипеда в декоративные оболочки.
Здание посольства он поднял на подиум, который использовал как стоянку для автомобилей. Ритм тонких колонн контрастирует с пестрым фоном орнаментальной решетки солнцезащитного фасада из бетона с мраморной крошкой, ассоциирующиеся с мотивами традиционной индийской архитектуры.
Стоун использует симметричные композиции с ритмом тонких опор под плоским перекрытием с большим выносом наподобие периптера, с намеком на ордерную систему.
Минору Ямасаки (1912-1986) нашел свою яркую творческую манеру в области работы над пластикой поверхности фасада, называя ее «архитектурой для радости», и создал ряд «готических» стилизаций, среди которых — ажурные структуры Павильона науки на выставке в Сиэтле. В здании «Рейнолдс-металс» в Детройте (1959) Ямасаки использовал орнаментальную решетку из анодированных алюминиевых колец, так сказать, продемонстрировав товар лицом.
Он также экспериментирует с разными материалами для достижения наибольшей выразительности внешней оболочки. При этом Ямасаки сочетает приемы европейского классицизма, японской национальной архитектуры и функционализма.
К его ярким работам относятся несколько построек для Университета Уэйна в Детройте США (1962). В здании Центра конференций памяти Мак-Грегора он использует возможности железобетонной конструкции, создавая строгий ритм очередности полых трехгранных железобетонных балок и остекления. Двухэтажное пространство симметрично поделено на две половины холлом с витражами в торцах, с видом на традиционный японский сад.
В проектировании небоскребов впервые применили алюминиевую облицовку для здания алюминиевой компании «Алкоа» в Питтсбурге (1952). Строительная компания «Гаррисон и Абрамович» использовала алюминиевые панели, по форме напоминающие алмазную огранку, с вмонтированными окнами для облицовки своего же фасада. К 1960-м гг. появилось уже около 600 строений, облицованных этим материалом.
На выставке в Москве США представили свой павильон в виде сферического купола, покрытого сегментами из алюминиевых листов, после чего такая конструкция стала широко применяться в строительной практике. Работа над архитектурной пластикой формы с использованием возможностей железобетона стала занимать многих архитекторов, среди которых выделялись такие американские архитекторы, как: Филипп Джонсон, Пол Рудольф, Эро Сааринен, Луис Каи и др.
Как и многие архитекторы XX в., Филипп Джонсон (1906-2005) прошел несколько этапов в своем творческом развитии. В начале своего пути он продолжил традиции Мис ван дер Роэ, пропагандируя идеи интернационального (международного) стиля, и в 1949 г. он проектирует «Стеклянный дом» в штате Коннектикут. Убедив Мис ван дер Роэ перебраться работать в США, вместе с ним он создает проект небоскреба Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке (1956), ставшего образцом для подражания по всему миру.
Постепенно Джонсон приходит к идее «процессиональной архитектуры», в концепции которой формообразование здания ставится в зависимость от движения человеческих потоков. В 1960-е гг. в проектах Джонсона появляются изогнутые линии с оглядкой на исторические архитектурные стили, свойственные постмодерну.
Позже Джонсон пытался уйти от навязчивой геометрии Миса ван дер Роэ в пользу интересных и экстравагантных форм. Его яркими самобытными произведениями стала церковь в Нью-Хармони. В этот период в творчестве Джонсона происходит переоценка архитектурного наследия стиля Миса в сторону собственного сдержанного и элегантного стиля нового американского общества.
Вначале 1960-х гг. последовал ряд построек, сочетающих несколько исторических направлений на основе классицизма: музей в Форт-Уэрте, лаборатория Университета в Род-Айленде, художественная галерея Шелдона в Линкольне. Постепенно его работы приобретают монументальную форму с налетом респектабельной стабильности: монастырь Св. Ансельма в Вашингтоне (1960), Кунстхалле в Билефельде (1968) Характерен его проект здания библиотеки в Бостоне (1972), квадратный план разделен на девять равных частей с двориком в центральном квадрате, куда выходят читальные залы. Все части здания выглядят крайне массивными и устойчивыми.