Новые тенденции в архитектуре нашли своих сторонников по всему миру, и в 1928 г. группа единомышленников собралась на конференции в Швейцарии, где была сделана попытка разработать единые стандарты в проектировании, заявляя, что важнейшей ролью архитектуры является удовлетворение экономических и социальных потребностей общества.
Возглавили движение Ле Корбюзье и 3. Гидеон. Девизом движения стал парадокс Мис ван дер Роэ: «The less is more» («чем меньше, тем больше»), В качестве эстетического идеала предлагались четкие пропорциональные геометрические объемы с гладкими поверхностями из стекла и металла. В 1933 г. на очередном конгрессе группы были выработаны 111 пунктов градостроительных концепций функционализма, получившие распространение в практике строительства по всему миру.
Среди них принцип строго функционального зонирования городских территорий; целесообразным типом жилища был утвержден многоквартирный блок, свободно располагавшийся в пространстве. Творческий метод достаточно быстро превращался в свод формальных приемов в угоду экономичности строительства.
В итоге этого «универсального» подхода к проектированию стали появляться здания со стальными несущими каркасами, «навесными стенами», лишенными декоративных элементов, без учета национальных традиций и какой-либо индивидуальности.
В Америке идеи подхватил архитектор Филипп Джонсон и архитектурный критик Генри-Расселл Хичкок. В 1932 г. в книге «Интернациональный стиль: архитектура начиная с 1922 г.» были сформулированы основные принципы новой архитектуры, среди которых: регулярность вместо симметрии; архитектура как целостный объем; нецелесообразность декора.
Многие европейские архитекторы нашли приют в Америке. Сбежав от нацистского режима, свой творческий путь там продолжили Вальтер Гропиус, Марсель Брейер, Мне Ван дер Роэ и др., продолжавшие пропагандировать идеи интернационального стиля через преподавательскую деятельность. Вальтер Гропиус был приглашен работать в Гарвард, где стал деканом архитектурного факультета, позже организовал со своими студентами собственную проектно-строительную компанию.
В основу своего творческого метода он положил системный подход к решению задачи: сначала изучить необходимость и проблемы, принимать во внимание современные строительные материалы и технологии, не оглядываться на предыдущие формы и стили.
Мне Ван дер Роэ был назначен директором Архитектурной школы (кампуса) в Иллинойсском технологическом институте, для которой он разработал в 1939-1941 гг. школьный городок в традиционных простых кубических формах с использованием стального каркаса и больших стеклянных поверхностей, основанный на единой модульной системе, которой подчиняются пропорции частей здания и ритм членения фасадов.
Мне продолжал совершенствовать систему металлических конструкций, опираясь на достигнутые технологии в машиностроении и авиастроении. У него было особенное отношение к технике: «Техника — больше чем метод, она таит в себе целый мир… Она являет собой не только пригодные средства, но и впечатляющую форму…
Всюду, где техника достигает настоящего совершенства, она переходит в архитектуру… Архитектура зависит от своего времени… Она кристаллизация его внутренней структуры, постепенное раскрытие его формы. Вот почему техника и архитектура так тесно взаимосвязаны». Мис искал универсальные решения в форме горизонтальных и вертикальных призм из стекла и бетона, рациональные формы которых должны были подчинить себе иррациональное содержание разнообразных форм человеческой жизнедеятельности.
Будучи не сильно связанной с традициями европейской архитектуры, в Америке меняется концепция эстетического восприятия здания, при которой на первое место встает вопрос гармоничного про- порцианирования частей общего объема здания и его внутренних пространств с акцентом на горизонтальные и вертикальные оси.
Большие остекленные поверхности стен обеспечивали доступ естественного света во внутренние пространства помещений. Организованная Мисом проектно-строительная фирма стала получать заказы на возведение крупных промышленных объектов и многоэтажных зданий, представлявших собой универсальные призматические формы на стальном скелете, заключенные в стеклянную оболочку.
В 1950-х г. США застраивается серией многоэтажных небоскребов, среди которых были Промонтори-апартменс и Лейк-Шор-Драйв- апартменс в Чикаго (1949-1950), Сигрем-билдин (1956-1958), ЮМ Плаза в Чикаго, небоскребы в Торонто и т. д. В них использованы внешние профили в качестве ритмичного декорирования фасада. Эти здания явились примером стиля Миса: «меньше— значит больше». Они демонстрируют пример использования большинства современных материалов, исключительное чувство пропорций и отсутствие деталей.
Стереотип холодных стеклянных призм утратил свою новизну и привлекательность уже к 1970-м гг., однако они были положены в основу концепции офисных зданий по всему миру.
После Второй мировой войны в европейских странах интернациональный стиль оказался востребованным в связи с огромным объемом послевоенного строительства, которое требовало простоты и использования сборных конструкций. Решением ряда социальных и экономических проблем должно было стать массовое многоэтажное строительство.
Во Франции с 1945-1952 гг. над разработкой идеального «коллективного жилья» трудился Ле Корбюзье. Пропорции дома и разработку его систем он ставит в зависимость от абсолютных величин разработанного им же «модулора» (система гармонических величин, созданная на основе пропорций среднестатистического человека). По его проекту в Марселе возводиться многоквартирный жилой дом вместимостью до 1600 жителей, названный «марсельской жилой единицей».
Корбюзье выбрал самый дешевый материал — армированный бетон. Чтобы сократить площадь коридоров, общественных мест и коммунальных служб, он располагает сад, клуб, детский сад, спортзал и даже небольшой бассейн на крыше дома. В самом доме он располагает магазины, медицинские учреждения, гостиницу, таким образом дом становится многофункциональным центром.
Квартиры становятся двухуровневыми, что позволяет сэкономить квадратные метры площади коридоров, осуществить сквозную вентиляцию и вместить большее количество квартир. Он воплощает в жизнь свои принципы: объем здания держится за счет массивных пилонов, вдоль всего фасада проходит ленточное остекление, используется крыша.