С 1921 г. он занялся проектированием генерального плана Магдебурга, в котором он раскрасил фасады центральных домов города. Совместно с архитектором Мартином Вагнером он предложил интересное градостроительное решение поселка Хуфайзен, одного из первых проектов социального жилья в Берлине, поставив перед собой задачу — построить экономически выгодное жилье.
Центром поселка стал длинный корпус из таунхаусов, расположенный в виде подковы с водоемом в центре. В сторону от него расположились корпуса в виде лучей. Несмотря на высокую плотность жилой застройки, в домах удалось соблюсти необходимый уровень жилищных удобств.
Невысокая этажность зданий позволяла солнцу свободно проникать во дворы, а между корпусами осталось достаточно свободного места для зелени. Монотонный ритм фасадов разбивается чередованием фактур и цветов. Этот новый тип социального строительства оказал существенное влияние на формирование архитектуры городского строительства.
На Международной выставке жилья «Немецкого Веркбунда» в Штутгарте в 1927 г. был спроектирован экспериментальный поселок Вайсенхоф с образцами домов жилой застройки. Свои работы представили Ле Корбюзье и Пьер Жаннере, Вальтер Гропиус, Йозеф Франк, Бруно Таут идр. Мне ван дер Роэ предложил проект трехэтажного жилого дома, где зафиксировал в плане только места общего пользования: кухни и туалетные комнаты, а остальное пространство предложил формировать с помощью подвижных перегородок по желанию жильцов.
В проекте виллы Тугендгат в Брно в Чехии (1930) Мне продолжил и уточнил заложенные ранее принципы проектирования. Это был контрастный образ архитектурного объема по отношению к окружающему ландшафту. В то же время архитектор использовал естественный уклон рельефа местности, создав многоуровневый объем с учетом всех видовых точек, вписав при этом логику функционального деления пространства на четыре зоны.
Перенос нагрузки со стен на металлические пилоны позволил застеклить большую площадь фасадов, впуская окружающий пейзаж внутрь и делая его активным участником художественного Ьбраза. Контраст естественных неоднородных природных форм с гладкостью архитектурных объемов перешел и на гладкие формы вольерьере, в котором архитектор продолжил использовать природные материалы, а также мебель и предметы быта своего дизайна. В общественной зоне особенно чувствуется свободное течение пространства, зоны формируются за счет небольших перегородок, а трансформирующееся окно во всю стену впускает пейзаж внутрь дома.
Еще более аскетичным и функциональным получился проект другой виллы Фарнсуорт (140 кв. м) в Америке (1951). Лишенный всего лишнего дом выделяется своей лапидарностью и является крайней формой «чистой» идеи функционализма, выраженной в лаконичности трех параллельных плоскостей — площадка-подъезд, пол и крыша.
Санузел «спрятан» за стойкой в центре дома, все остальное пространство раскрыто навстречу природе через сплошной остекленный периметр стен и сливается с пейзажем в единое целое. Во Франции в жилом строительстве архитектор Ле Корбюзье обозначил идею функционализма весьма конкретно: дом — это машина для жилья. Необходимо находить синтез производственных и бытовых процессов с техникой и эстетикой пространства.
Для формирования пространства необходимо использовать железобетон, форма которого определяется функцией среды. Свой путь в искусстве Ле Корбюзье начал из мастерской известных французских архитекторов Огюста и Густава Перре, новаторов в области появившегося железобетона с идеей использования его в массовом строительстве.
Основополагающие конструктивные идеи вытекали из возможностей железобетона, который уже открыл дорогу к тонкостенным конструкциям, однако Ле Корбюзье стал работать с его пластикой, создавая криволинейные монолитные поверхности. В 1919 г. в журнале «Эспри Нуво» (фр. «L’Esprit Nouveau») Ле Корбюзье удалось сформулировать пять основополагающих конструктивных идей, которые легли в основу новой концепции современной архитектуры.
1. «Дом на опорах». Приподнять дом над землей с помощью железобетонных опор (pilotis), за счет чего освободится место для других функциональных нужд.
2. «Свободная планировка». Внутреннее пространство освобождается от несущих стен за счет несущих пилонов, предоставляя возможность создавать удобную композицию плана.
3. «Ленточное остекление». Возможность использования окон любой конфигурации. Так называемые ленточные окна могут быть протянуты вдоль всего периметра фасада.
4. «Свободный фасад». С появлением несущего железобетонного каркаса снялась нагрузка со стен, что сделало возможным делать стены из любого материала.
5. «Плоские крыши». Эксплуатируемые кровли из железобетона (возможно сады или другие рекреационные зоны).