Кто были этруски и откуда они появились в начале 1 тысячелетия на Апеннинском полуострове, точно не могли сказать даже древнеримские авторы. У современных ученых тоже нет единого мнения на этот счет. Многие склоняются к тому, что родиной этрусков была Малая Азия, это подтверждается их этническим типом, тесными связями с финикийцами, а также многими легендами.
Часть современных историков считают их автохтонным (историческим) народом Аппенинского полуострова. Отталкиваясь от осмысления их архитектуры и градостроительного искусства, можно отметить, что этруски были все же пришлым народом в Италии. Однако они оказали огромное влияние на развитие древнеримской архитектуры, а также на южнославянскую цивилизацию, которая формировалась вокруг Адриатики и на территории Северной Италии (автономный регион Южный Тироль).
Архитектура и планировка их городов говорят о том, что они были пришельцами-завоевателями, к тому же стояли на более высокой ступени развития, нежели умбры, ладины, сикамбры, фриулы — коренные народы Аппенинского полуострова. Ярким примером подобных городов может служить город-крепость Орвието, который господствует над дорогой, соединяющей Рим и Флоренцию. Это хорошо укрепленный город-крепость. Он был основан во времена этрусков и зачастую связывается с этрусским городом Велзна (Волсиния). Орвието был одним из важнейших центров этрусской цивилизации, входил в этрусский союз.
В городе находятся этрусские развалины и остатки стены, которая существовала более 2000 лет назад. В городе находится этрусский некрополь СгосШвво (11 ТлйЪ. Орвието один из нескольких городов современной Италии, которые не выходят за пределы своих средневековых городских стен, еще одним подобным городом является Сиена. Мощные крепостные стены города нависают над дорогой.
Планировочную структуру города составляют две перпендикулярные улицы — кардо и декуманос. Подобную планировку своих городов и военных поселений позднее восприняли у этрусков римляне. Подобный тип города был нехарактерен для Центральной Италии IX-VIII вв. до н. э. Обычно умбрские, ладинские и сикамбские поселения не имели мощных укреплений и более походили на селища, нежели на городища.
Это говорит нам о том, что этруски, будучи пришлым наро- дом-завоевателем, опасались нападений подвластных им народов и возводили города-крепости, которые могли контролировать важные дороги и торговые пути. Подобную укрепленную основу сохранили до нашего времени многие города, основанные этрусками.
В их числе Капуя, Целе, Птуй (Петовио — город, основанный этрусками на территории современной Словении), Сиена, Мантуя, Вилланова. В 753 г. до н. э. был основан Рим, который до конца IV в. до н. э. управлялся царями этрусской династии. Этот период его истории именуется этрусским и царским. Считается, что этруски стояли на более высокой ступени развития, чем древние римляне и народы Центральной Италии, но на более низкой, нежели древние греки.
Однако они смогли ассимилировать ряд художественных, конструктивных, научных и архитектурных решений греков и создали свою уникальную цивилизацию. Это была цивилизация городов. Этрусский союз — Двенадцатиградье представлял собой античную демократическую конфедерацию с монархической формой правления. Двенадцатиградье располагалось на территории нынешних областей Италии — Тосканы, Умбрии, Лацио.
Оно включало в себя следующие этрусские города: Вейи (после 396 г. до и. э. — Пуштуна), Капера, Тархна, Велзна, Вульчи, Руселлы (11ше11ае), Клузий, Перузия (Перуджа), Ватлуна, Велатрий, Арреций, Куртун. В каждом городе существовала своя царская династия. Царская власть ограничивалась народным собранием и функционировали свои законы.
Общими были финансовая система, охрана правопорядка, служба безопасности государства, армия и флот. Остальные этрусские города находились в политической зависимости от этих двенадцати федеративных образований: так, например, Фалерии зависели от Вейи, Капена — от Фалерии. Заслугой этрусков можно считать то, что они познакомили зависимое от них местное завоеванное население с храмовым зодчеством.
Ладины — жители исторической области Лациум, не знали до прихода этрусков культового зодчества. Они строили небольшие алтари (триклинии) на пересечении дорог, алтари в естественных гротах и священных рощах и там поклонялись своим богам. Обычай строить на пересечении дорог небольшие часовни, ставить кресты и алтари впоследствии был воспринят христианской церковью и до сих пор в Италии, Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Латвии, Литве, Закарпатье, Западной Украине можно встретить подобные сооружения, посвященные Богоматери, Спасителю и иным святым.
Поле деятельности этрусских архитекторов было чрезвычайно широким. Они строили города, среди которых знаменитый порт Спина, один из крупнейших в Древнем мире. Этрусские города имели укрепленные стены с проездными воротами в виде арки — формы, которую позаимствовали у них римляне. Этруски строили прекрасные дороги, а через реки перебрасывали мосты, что тоже восприняли римляне.
Основными строительными материалами в это время были глина и дерево.
Этрусские дома и храмы возводились из глины, кирпича, дерева и камня. Перекрытия каменных храмов часто делались деревянными с использованием железных связей. По форме храмы напоминали греческие периптеры, но так как в Этрурии болотистые почвы, то храмы возводились на более высоком каменном подии. Позднее подобные храмовые здания можно видеть в культовых постройках Рима. Ко входу в храм с западной стороны вела широкая лестница.
В стенах древних этрусских городов археологи находят следы циклопической и полигональной кладки. Образцами правильной полигональной кладки без употребления цемента являются городские стены Коссы и Пренесте (Палестрины). Также в стенах городов Фезул (Фьезоле), Перузии (Перуджии), Волатерр (Вольтерры), Кортоны и Ветулонии встречается неправильное наслоение отесанных камней.
Правильную кладку, отличающуюся в Этрурии тем, что камни четырехугольной призматической формы обращены кнаружи попеременно длинными прямоугольными и короткими квадратными сторонами, можно видеть в городах Валерии, Ардеев, а также в древнейших стенах Рима (стена Серия Туллия).