Капители колонн были выполнены в виде двух лошадиных голов, обращенных в противоположные стороны. Между ними укладывались балки. Подобные капители именуются протомами.
Длина всего парадного зала, имевшего прямоугольную форму, составляла 64 м. Персидские архитекторы впервые после хеттов стали применять установку колонн как внутри залов, так и в наружных портиках.
Интересной является и персидская смешанная система несущих конструкций. Она сочетает наружные кирпичные стены, каменные колонны и деревянные перекрытия. Для перекрытий часто использовался дорогой ливанский кедр и бук, который рос в лесах Персии.
Деревянные перекрытия имели малую массу и облегчали конструкции здания. Это позволяло персидским архитекторам применять большой шаг колонн (8,75 м) и делать их стройными и изящными.
Надо отметить тот факт, что до возведения Персеполя архитектура Передней Азии не знала колонн, поэтому большепролетные залы перекрывались сводчатыми перекрытиями.
Персидские строители использовали в качестве строительных материалов камень, который добывался в горах и в каменоломнях долины реки Араке. Обработка камня велась при помощи примитивных молотков и долот так искусно, что кладка возводилась часто без применения раствора.
К царской резиденции в Персеполе вела парадная лестница, выполненная из мрамора, которая была расположена на склонах террасы. В скалах было высечено большое водохранилище, которое соединялось подземными каналами с прудами в садах царского дворца. Весь комплекс был окружен каменной стеной.
Особый интерес вызывает ордерная система древних персов. Ствол колонн обычно канелировфкШ выполнялся из темно-серого мрамора. Ствол колонны опирается на базу, которая решена в форме опрокинутого колокола и была украшена лиственным рельефным орнаментом.
Капители колонн завершались венками из пальмовых листьев. Он поддерживал вертикальный брус, по краям которого находилось по две пары прото дорических волют. Это так называемый архитектурный мотив, который представляет собой спиралевидный завиток с кружком в центре.
Над волютами, как уже отмечалось выше, часто были расположены протомы — спаренные торсы стилизованных быков, лошадей, грифонов. Это можно считать отголоском так называемого звериного стиля, который пришел в Персию из ассировавилонского архитектурного декора.
Важным композиционным решением в персидской архитектуре является устройство у 100- колонного и 36-колонного залов царского дворца в Персеполе открытых портиков с двумя рядами наружных колонн. 36-колонный зал имел подобный портик с трех сторон, 100-колонный зал— с одной стороны. Таким образом, персидским архитекторам удалось добиться своеобразной открытости дворцового ансамбля окружающему пространству.
Еще одним этапом развития персидской архитектуры можно считать строительство дворцовых ансамблей в Сузах, Пасаргадах. Дворец в Сузах, в отличие от Персеполя, сооружен по типу дворцов в Месопотамии.
Дворец состоит из нескольких квадратных дворов, которые окружены небольшими помещениями, возведенными из кирпича-сырца. Залы дворца имеют прямоугольный тип и достаточно узкие. Перекрытия залов имеют сводчатый характер. Полы залов бетонированы. Внутренние дворы расположены анфиладно.
Ападана в Сузах еще больших размеров, чем в более ранних постройках. Дворец облицован изразцовыми плитами и облицовочными цветными кирпичами на вавилонский манер. Дворец был построен царем Дарием I в 500 г. до н. э. В эпоху царя Артаксеркса II между 404-349 гг. до н. э. дворец в Сузах был восстановлен.
Дворец возвышался на мощной платформе, которая была сделана из холма, который был сглажен и укреплен подпорными стенками, облицованными и укрепленными жженым кирпичом. К парадному входу во дворец вела двухмаршевая лестница.
На оси «восток — запад» дворца в Сузах были возведены два внутренних парадных двора. Вокруг них группировались залы дворца и небольшие жилые помещения. Дворец в Сузах занимает площадь в 20 тыс. м2.
Стены дворца и тронного зала были украшены изразцовыми панелями с изображениями воинов-лучников. Узкие проходные залы, которые вели к тронному залу, перекрывались полуциркульным сводом.