Послевоенная архитектура до середины 1950-х гг.

Послевоенное восстановление и строительство городов и поселков страны потребовали выполнения огромного объема проектно-планировочных работ, их научного обоснования, разработки проектов и схем районной планировки, для чего в 1943 г. был создан Комитет по делам архитектуры.

Реконструкция и формирование нового архитектурного облика городов шли быстрыми темпами. Уже в первой половине 1950-х гг. разрушенные населенные пункты были почти полностью восстановлены. Началось восстановление Днепрогэса и других крупных промышленных комплексов. Выразительность архитектуры этого периода была основана на теме построения счастливого будущего социалистического общества. Так же как в других странах с тоталитарным режимом, таких как Италия и Германия, в Советском Союзе архитектура стала инструментом насаждаемой идеологии и являлась основным выразителем общественных идеалов и устремлений. Перед зодчими стояла задача с помощью архитектуры создать образ страны- победительницы и убедить народ в скором восстановлении экономики всей страны.

Шла послевоенная мировая перестройка, началась эра холодной войны, «железный занавес» разделил мир на две противоборствующие силы — капитализм и социализм.

Тема победы советского народа над фашизмом стала основным мотивом в послевоенной архитектуре. На смену рационализму и конструктивизму приходит советский монументальный классицизм — «сталинский ампир», — продлившийся до середины 1950-х гг. Сталинская архитектура приобрела черты помпезной монументальности классического стиля, во многом близкого к ампиру, эклектике и ар-деко.

Здания были призваны демонстрировать размах, величественность и масштабность советских достижений и побед. Сталинская архитектура появилась практически во всех городах страны и изменила их облик на многие годы вперед. Использование этого стиля можно отметить и в архитектуре общественных и административных зданий, в сооружениях НИИ, на судоходных каналах, морских и речных портах и прочих объектах.

От личного творчества отдельных архитекторов перешли к работе творческих коллективов, где разрабатывались большие комплексные сооружения, такие как комплекс павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки ВСХВ (сейчас ВВЦ) в Останкино, ансамбли улиц и проспектов (Кутузовского, Комсомольского, Ленинского, Ленинградского), площадей (Лубянская, Суворовская и др.), станций Московского метрополитена и т. д. Такие станции метро, как «Кропоткинская», «Сокол», «Аэропорт» и «Маяковская», были спроектированы под влиянием ар-деко. Ко Всемирному фестивалю молодежи в Москве в 1957 г. был построен спортивный комплекс в Лужниках с большой спортивной ареной — стадионом (арх. А. Власов, И. Рожин, Н. Уллас и др.). Похожее строительство развернулось и в других городах России в соответствии с принятыми генеральными планами, где были воплощены в жизнь цельные городские ансамбли в новом образе страны победителей.

Большое внимание было уделено новому генеральному плану Сталинграда (Волгограда) архитекторов Алабяна и Симбирцева, предложивших объединить промышленные районы в определенную систему и ввести в центральный ансамбль площадь Павших борцов, Аллею Героев и пропилеи с гигантской лестницей к Волге. Под руководством Щусева был разработан новый городской центр с площадью, объединившей старую и новую часть города, тем самым воплотив идею слияния новой застройки с дореволюционными зданиями.

В период с 1947 по 1953 г. в Москве осуществляется проект по возведению кольца из высотных зданий вокруг центра Москвы, которое изменило облик столицы: (МГУ на Воробьевых горах, МИД, гостиницы «Украина», «Ленинградская», Дом на Котельнической набережной, дом на площади Восстания, административно-жилое здание на площади Красных Ворот).

Здания «высоток» стали вертикальными доминантами, акцентировавшими традиционный силуэт кольцевой композиции Москвы вокруг грандиозной вертикали— строящегося Дворца Советов. Группа из семи пирамидально-объемных высоток разного назначения обозначила силу победившего в войне государства и стала воплощением сталинского образа послевоенной городской среды.

Для проектов этих монументальных зданий характерны пирамидально нарастающие к центру объемы корпусов, увеличивающихся по высоте по мере их приближения от более низких примыкающих зданий к доминирующей центральной башне.

Строились советские небоскребы из дорогостоящих материалов, с применением стальных каркасов, гранитной отделкой фасадов и интерьеров. Каждый уникальный дом стоил нескольких обычных многоэтажек той же кубатуры.

Высотки украшены скульптурными группами и барельефами с геральдическими композициями и изображениями трудящихся людей. При оформлении общественных интерьеров, вестибюлей и лестниц использовалась лепнина, а также такие дорогие материалы, как мрамор, бронза, ценные породы дерева и позолота.

После смерти И. В. Сталина монументальная помпезность и излишнее нефункциональное украшательство подверглось критике новой советской власти во главе с Н. С. Хрущевым.