Александр Яковлевич Лобанов-Ростовский (1788—1866) был князем, генерал-майором, влиятельным и богатым человеком в периоды царствований императоров Александра , Никола, Александра II. Он с 13 лет был записан на службу в Коллегию иностранных делу в возрасте 14—17 лет официально числился при московском Архиве иностранных , с 18 лет был определен в Кавалергардский полк с чином корнета, участвовал в войнах с французами (1807) и турками, был за храбрость отмечен орденом Святого Владимира, награжден золотой шпагой. В боевых операциях Отечественной войны 1812 г. он участия не принимал, но в тылу работал на ее победу, в 1813—1815 гг. командовал казачьим полком, в 1815 г. перешел в гусарский полк, в 1817 г. служил в лейб-гвардии Конно-егерском полку, в 1819 г. был переведен в лейб-гвардии Гусарский полк, в 1828 г. стал генерал-майором, участвовал в очередной войне с турками, в возрасте 40 лет вышел в отставку по болезни.
Лучшую часть своей жизни (18—40 лет) он отдал военной службе. Но истинной его страстью было коллекционирование, чему мешала военная служба. Он обладал солидным состоянием (его отец был малороссийским генерал-губернатором), которое еще более умножил, женившись на пятом десятке лет на одной из богатейших невест России — дочери графа И.А. Безбородко (брат знаменитого канцлера А.А. Безбородко) Клеопатре Ильиничне (1799-1840).
Брак поначалу был счастливым, но со временем супруги разошлись без официального развода, потомства они не оставили (дочь умерла в детском возрасте). Они оба привыкли жить шикарно, делать все, что взбредет в голову. Княгиня К. И. Лобанова-Ростовская вела жизнь расточительную, имела долги. Сам князь А.Я. Лобанов-Ростовский был увлечен всем, кроме своей жены. Главной причиной их разрыва стал крупный проигрыш князя в карты, когда он проиграл крупную сумму денег и принадлежавшее жене имение. Крах семейного союза особо не расстроил князя, ибо у него было много интересовавших его занятий, которым мешала жена. Лобанов-Ростовский был страстным коллекционером, собирал все, что мог, о русской княжне Анне Ярославне (жене французского короля Генриха I, после него за малолетнего сына правившей Францией) и о шотландской королеве Марии Стюарт, собирал портреты Петра I, книги по военному искусству и карты, каталоги разных картинных галерей, драгоценные трости и палки-трости, принадлежавшие значимым историческим лицам. Он напечатал 3 тома писем Марии Стюарт, а также переведенное на русский язык Евангелие от Матфея, читаемые при Божественной литургии молитвы, 2 сборника разнообразных меню на французском языке. Он был членом Общества библиофилов Франции и Императорского Русского географического общества.
С 1820-х гг. он старался как можно чаще приезжать и подольше жить в Париже, устраивал пиры, вовсю развлекался, арендовал у короля Карла X роскошный замок и лес для охоты в Фонтенбло. В России он особо прославился тем, что стал основателем и первым командором Императорского российского яхт-клуба, имел свои яхты. Шикарная жизнь ухудшила его материальное благосостояние, он продал свой роскошный дом-дворец и, пока позволяли денежные возможности, жил в Париже. Под конец жизни, потратив почти все свои деньги, он вернулся в Петербург, жил в доме Штрауха, где один раз в год устраивал роскошный раут для мужнин с турниром на биллиарде, которым он был увлечен.
На Инженерной улице (д. 4) находится Михайловский дворец, больше известный как Русский музей. Этот дворец спроектировал и построил К.И. Росси в 1819—1825 гг. для великого князя Михаила Павловича — младшего сына императора Павла I. Дворец является центром обширного ансамбля, включающего 15 зданий и обширный Михайловский сад. В конце XIX в. император Александр III распорядился выкупить здание Михайловского дворца в казну, в 1898 г., уже при его сыне императоре Николае I I, в нем открыли музей, который в царский период назывался Императорский музей русского искусства им Александра III; со временем его стали называть просто Русский музей (богатейшее собрание икон, скульптур, художественных полотен русских авторов, крупнейшее в мире собрание работ русских художников).
С архитектурно-художественных позиций Михайловский дворец вызывает большой интерес. С момента создания до наших дней ему отводят одно из первых мест среди лучших зданий Петербурга. Строительство дворцового комплекса затянулось на много лет, но сам дворец был в основном закончен к 1823 г., через 2 года завершилась отделка его помещений. К.И. Росси использовал традиционную планировочную схему городской усадьбы эпохи классицизма: в центре, в глубине парадного двора, главный корпус, служебные флигеля окружают с трех сторон парадный двор, отделенный от улицы литой чугунной оградой, за главным корпусом раскинулся большой сад-парк. Перед дворцом Росси наметил создание обширной площади (ее со временем назвали Михайловской, а затем — площадь Искусств).