Тем не менее повсеместного отхода от эклектичности в архитектуре не произошло, и параллельно с новаторством набирали силу стилизаторские (ретроспективные) течения. Архитекторы старались переработать мотивы готики, барокко, мавританского стиля, используя их элементы очень формально, сочетая с новаторскими приемами. В этом направлении работали: Ф. О. Шехтель, В. Ф. Валькот, Ф. Ф. Воскресенский, А. У. Зеленко и др. В неоготическом стиле, с башенками, стрельчатыми окнами и зубцами на стенах возводит свой первый модернистский особняк 3. Г. Морозовой на Спиридоновке Ф. Шехтель (1893-1898).
Одним из самых удивительных строений стал особняк А. Морозова на Воздвиженке (1895-1899), спроектированный архитектором- эзотериком Виктором Мазыриным. Именно этому увлечению автора особняк обязан своей сказочной декоративностью форм и скульптурных элементов, сочетая в себе черты барокко, готики, Ренессанса и мавританского стилей. Все фасады дома оплетают реалистичные канаты с завязанными узлами, вьющиеся растения и т. д.
Начав с особняков, постепенно модерн распространился и на другие типы зданий. Примером применения модерна в промышленной архитектуре является Печатная фабрика Левинсона по проекту Ф. Шехтеля, сделанная под романо-готический замок с башенками и барельефом. В центре Москвы на Театральной площади по заказу Саввы Мамонтова строится гостиница «Метрополь» (1899-1905), архитектор Вильям Валькот разработал первоначальный проект.
В разработке интерьеров участвовали многие архитекторы, среди которых был Лев Кекушев, Николай Шевяков, Мариан Перетяткович и др. Росписи и элементы внутреннего декора выполнены по эскизам В. Васнецова и К. Коровина. В отличие от фасадов, выдержанных в строгом стилистическом единстве, интерьерам присуще разнообразие эклектики.
В художественном облике гостиницы, в строгости линий и отсутствии хулиганской асимметричности просматривается тенденция к рационалистическому началу, приукрашенному живописным декором. Фасад украшен ризалитами и эркерами, решетки балконов украшены ажурной лентой, в вытянутых башенках проглядывают элементы псевдоготики, но самым главным украшением фасада были декоративные майоликовые панно, изготовленные в Абрамцевской керамической мастерской.
Самым известным из них стало панно Михаила Врубеля «Принцесса Греза» на главном фасаде гостиницы. В едином ансамбле с гостиницей «Метрополь» выступил доходный дом М. Сокола архитектора И. П. Машкова, выполненный в стиле венского сецессиона. Фасад с мозаиками и пейзажным аттиковым панно по графике, близкой к книжным иллюстрациям И. Билибина, Б. Зворыкина и других художников начала XX в. К сожалению, утрачена золоченая крыша и кованые украшения, заимствованные у О. Вагнера. Жилые постройки постепенно стали отличаться отсутствием декоративности и более спокойными фасадами.
В столице России Санкт-Петербурге модерн попал под влияние скандинавских стран Балтийского региона и искусства Севера. Все здесь предполагало практичность и надежность. Фасады отделывались гладким или грубо обтесанным гранитом в цокольной части, выше оштукатуренный фасад с минимумом орнаментики. Возникновению единого художественного пространства способствовали художественные выставки, организованные С. П. Дягилевым в 1898 г., в которых принимали участие представители финского, шведского и финляндского искусства: А. Цорн, К. Ларсон, А. Галлен-Каллела.
В Петербурге стали работать финские и шведские мастера архитектуры, чье творчество отличается лаконичной сдержанностью декора, ясностью объемов и форм: А. Шульм — дом И. В. Бессера, Роберт Мельцер — особняк Фолленвёйдера и др. Вдохновленный работами зарубежных архитекторов Г. Классона и Ф. Боберга Федор Лидваль возводит по своим чертежам жилой комплекс на Каменноостровском проспекте (1901-1907) и доходный дом Э. Л. Нобеля, И. Претро — дом Путиловой на Большом проспекте, Г. Гимпель — здании Страхового общества Россия, Ф. П. Алешин — дом Ф. Г. Бажанова. Под обаяние национального романтизма шведской и финской архитектуры подпадает творчество Н. В. Васильева и А. Ф. Бубыря.
Доходный дом А. Бубыря на Стремянной улице стал знаменитым творением двух архитекторов. Геометричность строгого фасада украшают изображения невиданных птиц, зверей и растений из северного фольклора.
Восточные мотивы добавил в свой проект Соборной кафедральной мечети Н. Васильев. Особенностью проекта стало использование при облицовке стен гранита, а в отделке куполов мечети, минаретов и порталов — майолики.