Садовая улица

А.Н. Гумилев не любил рассказывать о лагерной жизни и работе в отдаленных местах, хотя у него были отняты из жизни почти 14 лучших лет, вынужденно и насильственно проведенных в лагерях в районах Медвежьегорска, Караганды, Междуреченска, Омска, Норильска, Беломорканала, затем были годы работы в качестве вольнонаемного в магнитометрической экспедиции от Норильского комбината, а до этого были следственные изоляторы и тюрьмы Ленинграда и Москвы («Кресты», «Лефортово»). В 1944—1945 гг. он участвовал в боях Великой Отечественной войны. Позади были аресты и заключения (1933, 1935, 1938—1943, 1949— 1956 гг.). Тем не менее Л.Н. Гумилев в 1992 г. говорил: «И все-таки я счастливый человек: я писал то, что хотел, а не то, что велели..»

В жизни А.Н. Гумилева было мало любви к нему. Его безгранично любила бабушка — Анна Ивановна Гумилева-Львова (умерла в 1942 г.), и он любил ее больше всех жетщин на свете. У А.Н. Гумилева не было счастливого детства рядом с любящими его родителями. Когда ему было 9 лет (1921), его отца расстреляли. Его отношения с матерью всегда были сложными, так как для нее поэзия, ее личные эмоции и здоровье были превыше всего, хотя она по-своему любила его, пыталась бороться за его освобождение из заключений, отправляла в лагеря посылки и деньги, просила влиятельных людей помочь ему, но многое из-за соображения безопасности она не могла ему рассказать и объяснить. Они не понимали друг друга по разным причинам. В 1961 г. мать перед защитой им его докторской диссертации по исторической тематике, накануне дня его рождения, выразила свое категорическое нежелание, чтобы он стал доктором исторических наук,, и фактически выгнала его из дома (она боялась, что он будет смело говорить и писать историческую правду и будет снова арестован); они расстались и больше уже не встречались. Он сожалел через 5 лет о ее смерти, организовал похороны, поставил ей памятник. Слишком долго у Л.Н. Гумилева не было рядом верной подруги. В 1947 г. он полюбил сотрудницу отдела редкой книги Н.В. Варбанец (1916—1987), но ее любил ее учитель и начальник по отделу, который увез ее в Вотуми. Только в 1967 г. Л.Н. Гумилев (ему 55 лет) женился на художнице- дворянке Наталье Викторовне Симоновской; она принесла ему радость семейной жизни, обеспечила бытовой комфорт, создала ему условия для успешной научной работы, детей у них не было.

Л.Н. Гумилев разрабатывал многие годы идеи евразийства — важнейшей и актуальнейшей геополитической концепции для России, но первые его слова об евразийстве мощно и открыто прозвучали только на рубеже 1980— 1990-х годов Л.Н. Гумилев очень переживал распад СССР. Аля него «нашими» были все, выступавшие за единую страну, против ее дальнейшего распада, национальность и прописка людей при этом для него ничего не значили. В последнем интервью в 1992 г. он сказал: «Час их — евразийцев — только сейчас пришел». Незадолго до смерти, в середине 1992 г., Л.Н. Гумилев сказал: «Если Россия будет спасена, то только через евразийство».

Широкая и громкая слава пришла к Л.Н. Гумилеву после его смерти. Большую часть жизни его работы не публиковались, только с 50 лет начался медленный процесс роста числа его публикаций, а после его смерти его книги стали выходить массовыми тиражами. В Казахстане университет в Астане был назван его именем. В 2003 г. по инициативе доктора географических наук, профессора С.Б. Лаврова вышла замечательная книга «Лев Гумилев: судьба и идеи»; затем она была переиздана.

На Садовой улице (д. 26) находится Воронцовскии дворец, напоминающий больше не городской дворец, а загородную усадьбу. Монументальное здание дворца для канцлера графа М.И. Воронцова было возведено в 1749—1757 гг. архитектором Ф.Б. Растрелли. Этот трехэтажный дворец был построен между парадным двором и садом В глубине парадного двора, отделенного от Садовой улицы изящной ажурной чугунной барочной оградой с воротами в центре, возвышается главный фасад дворца. Низкие служебные флигели по бокам поставлены перпендикулярно к нему. Нарядному декору главного фасада в стиле барокко соответствует пышная отделка парадных помещений дворца. Залы и комнаты дворца украшают лепнина, живописные плафоны и золоченая резьба.