Если XVII в. был королевским столетием, то век, пришедший ему на смену — аристократическим. Рококо — последнее оригинальное выражение аристократического идеала в европейском искусстве. Сформировалось оно во Франции в 20-х годах XVIII в. Искусство двора и французской аристократии замкнулось в кругу интимных настроений, галантных празднеств. Во всю обстановку жилья проник дух утонченности, интимности.
Влияние рококо на быт было огромно. Игривая грация рококо подчеркивала освобождение от чопорной, строго регламентированной жизни предыдущей эпохи. Романтическое увлечение природой, культ изящества и галантности привели к созданию новых парков. Это было изысканное, хрупкое и утонченное искусство уходящего дворянства, характерное для периода кризиса абсолютизма. Рококо были свойственны изящество, игривая насмешливость и легкое остроумие.
В противовес парадности и масштабности барокко в архитектуре рококо получили развитие постройки более интимного, камерного характера, с господствующим в их интерьере культом уюта, изящества и изнеженности. Именно в этот период складывается новый тип жилого городского дома — особняка знати или отеля.
При простом и удобном плане отель имел пышно украшенный фасад, украшенный ордерами, скульптурой, рустом. Входные двери и въездные ворота украшали наличниками. Створки дверей и ворот покрывали резьбой. Крыльцо и портик присутствовали только в отелях на площадях. Чердаки отеля использовались под жилье. Крыша была изломанной, состояла из верхнего и нижнего ската. Пологий и крутой скаты образовывали мансарду. С середины XVII в. по краю кровли устраивали балюстраду. Крыши покрывали черепицей, шифером, свинцом.
Рококо в оформлении фасадов — это утонченное барокко. Излишек украшений убрали, оставили только орнаментальные детали порталов, оконных обрамлений и пилястр. В большинстве случаев фасад — гладкий, лишенный украшений, и весь его внешний вид производил холодное впечатление. Архитектура фасада не подчеркивала массы стены, наоборот, стремилась снять ощущение их массивности. С этой целью оконные рамы на фасадах ставили почти «заподлицо», в одной плоскости со стеной. Никогда не применялись выступы. Создавалось ощущение изящной, воздушной, почти «картонной» архитектуры. Для рококо было характерно использование прихотливого орнамента, состоящего из завитков, цветочных гирлянд, раковин, который густо покрывал наружные стены зданий.
Дворцы в стиле рококо отличались непринужденной планировкой, небольшими размерами, тесной связью с природой. В конце XVII в. увеличилось количество комнат, и усложнилась планировка, появилась коридорная система. В качестве гостиной служила галерея. Комнаты стали меньше и комфортнее. Со временем ванные и уборные станут настоящими комнатами. Вместо огромных парадных залов в два этажа эпохи барокко появились небольшие нарядные, обставленные с изящной роскошью салоны на первом этаже. Появились новые типы жилых помещений: будуары, интимные кабинеты. От помещений типа галерея, студия, библиотека стали переходить к спальням, вестибюлям, столовым, гостиным, салонам. Отель де Субиз в Париже — пример постройки рококо.
Черты быта рококо — уютно обставленные с большим вниманием к мелочам комнаты, предназначенные для утонченных форм, общения и светской жизни. Никогда еще искусство оформления жилищ в столь полной мере не соответствовало характеру жизненного уклада. Беззаботная жизнь светских салонов, похожая на маскарад, была сосредоточена вокруг женщины. Тон во всем задавали великосветские жеманницы, а легкомысленный поверхностный, театрально-декоративный вкус эпохи диктовался капризами фавориток короля.
Появилась тяга к экзотике, увлечение искусством Китая, Индии, Турции и Персии. В моду вошли драконы, пальмы, обезьяны, китайцы, китаянки, охотничьи сцены. Увлечение китайским искусством привело к коллекционированию фарфора и лаков, подражанию китайским образцам. Владельцы дворцов и роскошных особняков считали своим долгом завести «китайский» зал, обставленный китайской мебелью и отделанный деревянными панно лаковой работы, или галерею китайского фарфора.
В эпоху рококо все твердые и прямолинейные очертания заменили убегающими изогнутыми линиями. Рококо создавал иллюзию движения, декор скрывал всю конструкцию, в орнаменте присутствовала асимметрия. Для рококо характерны хрупкость, утонченность, манерность, текучесть, плавность. Ему был свойственен дух непринужденности и игривой кокетливости. Появились закругленные углы и ромбовидный орнамент.
В рококо симметрия нарушилась, и имело место переплетение рамок. Основные черты — асимметричность, проявлявшаяся в наклонной оси композиции, криволинейных контурах, доминирующих над прямыми, причудливый орнамент с мотивами букв С и 3 — раздваивающихся и сплетающихся между собой. Это был стиль определенно изогнутой позы. Стиль рококо стремился нарушить всякую логику и ясность восприятия.
Орнамент как будто насмехался над всеми законами симметрии ритма и равновесия, отрицая полностью прямые линии. Раковина сочеталась с переплетающимися или свисающими тонкими листьями, напоминающими прибрежные растения. Раковины сочетали также с завитками причудливой формы, цветами, гирляндами, рогами изобилия, пастушьими посохами. Раковина также создавались с различными отверстиями на поверхности. Кроме раковин, в композиции включали «плоды моря» и атрибуты морских божеств.
Во внутренней отделке появилась кокетливая грация, изящная и утонченная жизнерадостность. Для него был типичен мелкий, пластичный и игривый декор. Наиболее популярны были цвета: белый, светло-голубой, серый, жемчужный и золотой, пастельные тона и легкая, как туман, позолота. Стиль рококо не выносил повторений и механической формовки: все лепилось вручную. Главные признаки рококо — легкость, изящество, мелкомасштабность, перенос оси акцента оформления на стилизованный орнамент, волнообразность очертаний предметов. Рокайль (отсюда — рококо) — обозначение особого декоративного мотива, происходящего от формы раковины.