Основные реформы Петра I в области градостроительства.
Реформы Петра I коснулись реорганизации государственного аппарата, русской армии, создания морского флота, создания новых отраслей промышленности, строительства новых крепостей и городов. В основе всех преобразований лежит опыт европейских стран, опирающийся на древнерусские традиции.
В архитектуре происходят коренные изменения, возводятся новые типы зданий – судостроительные верфи, госпитали, театры и музеи, здания коллегий и канцелярий.
Характерными чертами петровского барокко были рационалистичность и простота в сочетании с барочной пластичностью архитектурных деталей.
В области градостроительства осваивались передовые методы – регулярный характер планировки и застройки, введение красной линии застройки, создание крупномасштабных общественных градостроительных ансамблей, благоустройство улиц и площадей, ночное освещением и т. п.
Строительство Санкт-Перербурга.
Петербург основан в 1703 году у устья р. Невы первоначально как крепость и торговый порт для выхода страны к северным морям. Первые сооружения – Перопавловская крепость и Адмиралтейство, основная судостроительная верфь. Для руководства работами по строительству создается государственный орган «Канцелярия от строений Санкт-Петербурга».
В основе генерального плана Санкт-петербурга лежала регулярная планировка кварталов с одновременным устройством каналов, как дренажной системы на болотистой территории.
Как основная дорога на Москву возникает Невская першпектива – основная градостроительная ось от Адмиралтейства, позже она дополняется двумя лучами – Вознесенским проспектом и Гороховской улицей. Трехлучие, запректированное архитектором Еропкиным в лучших традициях европейского барокко, имело огромное значение для последующей планировки города.
В 1716 году начались работы по генеральному плану города. Для этого был приглашен французский архитектор Леблон, представивший Петру схему «идеального города-крепости» овальной формы, выполненный с учетом всех требований европейской науки и игнорирующем реальную ситуацию и основные градостроительные объекты. Проект Леблона Петром I утвержден не был и строительство Петербурга продолжалось с использованием «образцовых чертежей» – типовых проектов для различных социальных групп населения. Основная парадная застройка возникает на набережной р. Невы и основных городских магистралях, создавая основу для будущих градостроительных ансамблей.
Обязательной принадлежностью дворца становится регулярный парк. Пример – летний сад при дворце Петра I.
Функциональное зонирование территории вначале осуществлялось стихийно – выбор места для жилой застройки, выбор места для площадей различного назначения и «казенных» зданий.
В 1730 году разрабатывается более сложный генеральный план Петербурга, определяющий основные функциональные зоны города.
Одновременно закладываются основные загородные резиденции в лучших традициях европейского барокко: Петергофский, Царскосельский и Стрельнинский ансамбли.
Архитектура барокко в творчестве Трезини, Коробова, Земцова.
Одним из крупнейших и ведущих архитекторов петровского времени был Доменико Трезини, итальянец по происхождению, работавший в Голландии и принесший в оссию черты северо-европейского барокко. Трерзини – автор Петропавловского Собора (1712–1733гг.) – крупнейшего сооружения эпохи Петра I.
В основе плана Собора – трехнефная базилика – чуждая русской архитектурной традиции, с гигантской колокольней высотой 120 метров, основной доминантой города, подобно колокольне Ивана Великого в Москве.
Крупная постройка Доменико Трезини – здание 12-ти коллегий (1722-1742 гг.) – правительственное здание большой протяженностью с повторяющимся ритмом одинаковых блоков, ограничивающее большую площадь на стрелке Васильевского острова.
Доменико Трезини автор Летнего дворца Петра I – скромного, небольшого сооружения, выполненного по типу жилого дома для зажиточных граждан.
Доменико Трезини разрабатывал основные образцовые дома для массовой жилой застройки – дома «для подлых», дома «для именитых», дома «для зажиточных».
Итальянец Джована Фонтана – атор дворцов Меньшикова в Лефортово и Ораниембауме, а так же основного дворца Меньшикова на Васильевском острове.
Француз Жан-Батист Леблон – ученик знаменитого Ленотра был приглашен Петром I на должность генерал-архитектора и руководил многими архитектурно-строительными работами: автор генерального плана Петербурга, автор парадных загородных ансамблей с большими парками (Петергоф, Стрельня, Царское село).
Итальянец Николо Микетти автор Большого дворца в Стрельне, фонтанов в Питергофе, Дворца Кадриорг в Таллине.
Ведущая раль в застройке Петербурга принадлежала архитекторам – иностранцам, но уже в 1716 году, специальным указом, Петр I отправил за границу для обучения 20 дворянских детей, среди которых будущие, известные русские архитекторы: Петр Еропкин, Тимофей Усов, Иван Коробов, Иван Устинов, Иван Мичурин и др.
Михаил Земцов был практически заместителем Трезини, позже возглавил работы в Петербурге, под его руководством возводились царские дворцы и парки. Автор церкви Симеона и Анны в Петербурге (1729-1734 гг.), в которой органично соединены русская крестовокупольная церковь и европейское барокко.
Иван Коробов – автор здания адмиралтейства, 1732 г – крупнейшего сооружения Петербурга. По его проектам строитлись верфи, постройки Морского полка, церковь Пантелеймона.
Петр Еропкин – руководитель Комиссии строений, автор планировочных работ по застройке основных частей Петербурга: центрального района города, жилой застройки Васильевского острова, и др.
Такие выдающиеся зодчие как Еропкин, Коробов, Земцов создали самобытную национальную школу и заложили фундаментальные основания для расцвета русской архитектуры в середине 18 века
Отличие петербургского и московского барокко.
Основными работами по строительству в Москве руководил Иван Мичурин, автор генерального плана г. Москвы 1739 года. Это был первый точный план города выполненный на топогеодезической подоснове. Первые постройки Москвы копировали петербургское барокко. Но скоро московское барокко приобретает свой индивидуальный облик, тяготея к традициям древнерусской архитектурной формы, декоративности деталей, многоцветности и богатой пластике объемов.
Иван Мичурин – автор колокольни Троице-Сергиевой Лавры в Загорске (1740–1770 гг.), — церкви Параскевы-Пятницы в Замоскворечье (1739-1744 гг.), — колокольни церкви Петра и Павла (1740-1744 гг.).
Арсенал в Московском Кремле (автор Д. Иванов 1702-1736 гг.) выполнен в традициях Кремлевских московских построек и только во входной части имеет барочные детали.
Красные ворота в Москве (архитектор Д. Ухтомский, 1753 – 1757 гг.) – триумфальные ворота.
Меньшикова башня ( архитектор Н. И. Зарудный, 1701-1707 гг.) – предшественница колокольни Петропавловского собора. В основе композиции – традиция деревянной шатровой многоярусной церкви.
Московское барокко органично сочетает древнерусские традиции как в формах так и в деталях, чем существенно отличается от более строгого, лаконичного петербургского барокко.