Одной из душевных привязанностей еще цесаревича Александра Александровича, потом императора Александра III было собирательство произведений искусства. С конца 1860-х годов собирал для украшения своего дома красивые изделия из стекла и фарфора С 1870-х юдов он ощутил желание собирать произведения прежде всею изобразительною искусства. Но никаких особых познаний для этого не имел, просто покупал полотна, которые ему нравились, это были преимущественно картины русских художников. В 1894 г. его собрание живописных полотен русских и западноевропейских художников насчитывало свыше 800 картин. Он посещал выставки Товарищества передвижных художников (возникло в 1870 г.) и покупал на них картины. Среди художников-передвижников Александр III пользовался авторитетом как знаток живописи. Именно Александр III первым среди русских царей стал целенаправленно собирать художественные полотна русских художников, которые он ценил выше иностранных. Картины, которые Александр III покупал, он размещал в Эрмитаже, в своем Аничковом дворце, во дворцах в Гатчине и Царском Селе. Он мечтал создать большой музей национального искусства, радовался открытию для публики в Москве в 1892 г. картинной галереи братьев Третьяковых. Александр III, думая о создании музея национального искусства в Петербурге, велел выкупить Михайловский дворец в казну. А когда через 4 года после его смерти в Михайловском дворце открылся подобный музей, то основу его коллекции составили произведения из собраний Романовых, из них львиную долю составила личная коллекция Александра III. Русский музей должен вернуть себе историческое посвящение в его честь, пусть это будет Государственный музей русского искусства имени Александра III (Русский музей). В 2014 г. исполнится 120 лет со дня смерти Александра III, а в 2015 г. — 170 лет со дня его рождения. Александр III — один из русских царей, которого по всем статьям можно и нужно уважать.
На Большой Морской улице (д. 43) сохранился внушительный Демидовский особняк, который раньше был известен как дворец Павла Николаевича Демидова (1798—1840), представителя пятого поколения богатейшего рода Демидовых. Этот особняк построил для Демидовых в 1836 г. арх. О. Монферран (создатель Исаакиевского собора и Александровской колонны). В особняке особенно славилась дивной красоты и единственная в своем роде Малахитовая зала, доказывавшая лишний раз баснословные уральские богатства Демидовых. Но П.Н. Демидов, владелец многих заводов на Урале (Тагил, Ревда и др.), не интересовался развитием промышленных хозяйственных объектов, нанятые им грамотные управляющие вели дела на его заводах. П.Н. Демидов, как было принято в высшем свете, был офицером, еще он был губернатором в Курске, а затем служил при дворе как егермейстер. Он был щедрым меценатом и благотворителем, стремился творить добро. Например, в Курске за свой счет он построил 4 больницы, учредил Демидовские премии за достижения в области науки, были и другие его добрые дела. Кроме военной службы и благотворительности, он был неравнодушен к красивым женщинам и в конце концов без памяти влюбился в одну из первых петербургских красавиц — Аврору Карловну Шернваль фон Вален (умерла в 1902 г.), дочь выборгского губернатора, фрейлину Двора. Она дважды отказывала ему, но потом все-таки согласилась в надежде вершить благотворительные дела при столь богатом муже. П.Н. Демидов унаследовал от своего отца Н.Н. Демидова склонность к однообразной, почти скучной семейной жизни, а также черты его тяжелого нрава.