Самая выразительная церковь, дающая представлении о вписывании храма в ландшафт. Храм у воды, воспринимается из далека, как с земли, так и на воде. Храм имеет динамичный силуэт. Храма располагается в непосредственной близости к глади воды. В храм ведет высокое крыльцо. Развитая трапезная, достаточно обширная, далее высокий четверик.

Успенская церковь в селе Кандопога
Успенская церковь в селе Кандопога

Над ним достаточно приземистый четверик с зигзагообразным орнаментальным поясом. Алтарь завершается огромной бочкой. Нижняя часть до пола крыльца абсолютно никак не функционирует. Храмовый объем перекрывался тябловой конструкцией. Свод назывался небом. Конструкция «неба»- крыша делится на сектора, в центре мог наносится образ. Лучи, сходящиеся на кольце, в центре вершины — тябло.

Кемский собор

Кемский собор
Кемский собор

Помимо основного объема храма нетривиально используется завершение боковых пределов. Пределы выполнены еще как два храма. При переходе от четверика к восьмерику были маленькие бочки по углам.

Церковь в селе Ляфля

Храм без четверика. Это восьмерик. Притвор и алтарь выполнены симметрично с бочковой конструкцией.