Дом П. Н. Перцова на Пречистенской набережной

Дом П. Н. Перцова на Пречистенской набережной
Дом П. Н. Перцова на Пречистенской набережной

Дом П. Н. Перцова на Пречистенской набережной построен инженером Н. К. Жуковым и архитектором С. В. Малютиным. Особняк имеет асимметричный план, острые углы, сложный живописный силуэт кровли, и бесконечное разнообразие форм окон, эркеров и балконов. Пластические возможности красной кирпичной кладки с ее теплым насыщенным цветом, создавая богатство фактуры стены. Стена — как будто театральный занавес, расшитый сказочными узорами. Стены украшали многочисленные керамические панно и скульптурой цветы, деревья, сказочные персонажи — драконы, медведи, олени, и солнце.

Высокая двускатная крыша и продолженные вниз по стене свесы щипца кровли делают это здание похожим на сказочный терем, а изразцовые панно на фронтонах дают возможность воображению унести в древние времена славян. В этом доме автор стремиться оживить мир языческой древности, поэтику славянского мифа. Дом Перцова — классика модерна с признаками стилизации, живописностью ритмичной композиции, взаимодействия объемов, использование фактурно-цветовых контрастов.

Дом имеет любимые модерном трапециевидные окна со срезанными углами, в массивных балконах, глухую резьбу дверей, языческие мотивы майолики, контраст коричнево-красного кирпича облицовки и сине-зеленых изразцов. Уникальна по своей сохранности лестница дома Перцова, донесшая до наших дней не только цветные стекла окон, облицовку пола, деревянную резьбу перил, но даже и вешалку в вестибюле.

Дом П. Н. Перцова на Пречистенской набережной
Дом П. Н. Перцова на Пречистенской набережной
Освещение около дома. В архитектуре XIX в. в уличных фонарях стали использовать смесь спирта и скипидара. В 1862 г. в Москве появились керосиновые фонари. В 1890 г. уличные фонари снабдили зеркальными рефлекторами, которые отражали свет вниз, на мостовые и тротуары. С 1908 г. в Москве были усовершенствованы керосинокалильные фонари.

В 1866 г. впервые появились газовые фонари. К 1913 г. в Москве было газовых фонарей почти столько же, сколько и керосиновых и вполовину меньше электрических. К середине прошлого века газовое освещение появилось сначала в Петербурге, затем в Москве. У дома Карениных горит у подъезда газовый рожок.

Вводились и электрические фонари. Излучатель в лампочке делали не из металла, а из угля. Уголь быстро сгорал и при горении издавал неприятное шипение. С середины XIX в. до 1862 г. для уличного освещения применяли спирто-скипидарную смесь. В 1862 г. было введено керосиновое освещение. Прогресс заключался в замере горелок и изменении размеров фонарей, увеличивалась сила света. С 1890 г. стали применять зеркальные рефлекторы для отражения верхних лучей на поверхность улицы. В 1908 г. вводятся керосино-калильные фонари. Керосиновое освещение долго конкурировало с газовым. Газовые фонари вошли в употребление с 1870-х годов. С 1883 г. начали постепенно вводить и электрическое освещение.

Фонари на кронштейнах у подъездов и ворот особняков и домов давали лишь световые точки, также как и домовые номерные фонари. Фонари также вделывали в стену и подвешивали на столбах. Они использовались для рекламы. Конструкция фонарей была несовершенна: для тогдашних слабых источников света столбы были высокие, а светоотражателей не было. Фонарные столбы отливали из чугуна.

Фонари были двух типов. У первого типа головка фонаря была квадратной или шестиугольной, состояла из чугунного или железного каркаса с застеклением и укреплялась поверх столба. Второй тип имел следующую конструкцию: на деревянный или чугунный столб с кронштейном подвешивался фонарь в виде полукруглого стеклянного колпака с металлической тарелкой наверху. Внутри помещалась электрическая лампочка. Фонари первого типа были газовыми, керосиновыми и электрическими.

Самые яркие фонари — газовые и керосино-калильные, где источником света служил накаляемый керосиновыми парами сетчатый колпачок, покрытый солями металлов. Они были неудобными в эксплуатации, сильно шумели при горении, и колпачки пригорали. Такие фонари были укреплены на кронштейнах, для того, чтобы их спускать при помощи блока.

Дом П. Н. Перцова на Пречистенской набережной
Дом П. Н. Перцова на Пречистенской набережной