Михайловский замок — образец псевдоготики в русской архитектуре

В Павле жили одновременно тиран и романтик. Замок он велел окрасить в цвет перчатки его фаворитки княжны Анны Петровны Лопухиной (1777—1805 гг., с 1800 г. в замужестве княгиня Гагарина) — в красно-оранжевый цвет. По заказу Павла проект его нового дворца составил гениальный русский зодчий В.И. Баженов, а строил его уже другой архитектор, В.Ф. Бренна (отчасти исказивший первоначальный замысел, особенно в планировке и отделке внутренних помещений).

Михайловский замок — образец псевдоготики в русской архитектуре — имеет в плане форму квадрата с вписанным в него восьмигранным внутренним двором. Все четыре внешние фасада замка обработаны различно, и каждый из них соответствует характеру окружающею городского пространства.

Центральный южный фасад раньше выходил на площадь Коннетабля (теперь ее нет), где обычно проводили парады и разводы войск. Его облицованный мрамором портик поднят на высокий цокольный этаж, установлены тяжелый фронтон и высокие строгие обелиски, создающие впечатление массивности и неприступности. Портик завершается аттиком с вписанным в него треугольным фронтоном, украшенным рельефом «История заносит в свои скрижали славу России» (скульптор П. Стаджи). Северный фасад, выходящий к Летнему саду, — проще и спокойнее; здесь широкая парадная лестница ведет к невысокой колоннаде, гармонирующей со скульптурами Летнего сада. Западный фасад и облик всего западного крыла определяются тем, что в этом крыле размещалась увенчанная золоченым шпилем церковь Михаила-архангела, создавшая полукруглый выступ фасада. (Павел I считал архангела Михаила своим небесным покровителем, который ему во сне явился и велел построить храм во имя Архистратига Михаила.) Выступ с восточной стороны замка образован выдвинутым вперед овальным залом. Перед южным фасадом замка в 1800 г. был установлен один из лучших монументов Петербурга — памятник Петру I, отлитый из бронзы в 1740-х годах скульптором Б.К. Растрелли, лично знавшим Петра I и начавшим создавать эту конную статую с фигурой — образом русского императора, сурового военачальника в одежде римского императора, — еще при его жизни. Постамент памятника украшают рельефы: «Полтавская баталия» (работа скульптора И.И. Теребенева) и «Бой при Гангуте» (работа скульптора В.И. Демут-Малиновского). Созданием этих бронзовых барельефных работ руководил М.И. Козловский. На фасадной стороне памятника по приказу Павла I в 1800 г. была сделана надпись «Прадеду — Правнук». В комплекс Михайловского замка также вошли манеж и конюшенный корпус, впоследствии использовавшийся как экзерциргауз (т.е. здание для военных упражнений).

Павел I спешил переселиться в еще до конца не доделанный замок. Он и его семья поселились в нем 1 февраля 1801 г. А на сорок первую ночь после переезда в Михайловском замке Павел I был задушен в собственной спальне своими приближенными.

После убийства Павла I замок пустовал почти 18 лет. Только в 1819 г. по приказу императора Николая I, сына Павла I, было решено в замке разместить Главное военно-инженерное училище, а в двух его трехэтажных павильонах — Инженерный департамент и штаб инженерной части. Реально комплекс замка перешел в распоряжение Инженерного ведомства в 1822 г. Замок с 1822—1823 гг. стали называть Инженерным. Каналы у замка были засыпаны, площадь Коннетабля ликвидирована, вместо них создали Кленовую аллею.

В наши дни Михайловский (Инженерный) замок является филиалом Русского музея. В 2003 г. у южного фасада замка установили памятник императору Павлу I (скульптор В. Го- рева) в одеянии Великого магистра Мальтийского ордена, что усилило пересуды о личности Павла I и домыслы о прошлых и современных мальтийских рыцарях в России, их влияние на ее судьбу.

На Адмиралтейском проспекте (д. 12), слева от Исаакиевского собора, расположен дом-дворец князя А.Я. Лобанова-Ростовского, построенный по проекту архитектора О. Монферрана (строителя Исаакиевского собора) в 1817—1820 гг. Центр фасада, обращенного в сторону Адмиралтейства, отмечен коринфской колоннадой, поставленной на монументальную арку первого этажа. Особенно четко запоминаются его восьмиколонный портик и охраняющие по бокам вход два льва в геральдической позе (скульптор П. Трискорни). В этом доме князь хранил свои разнообразные коллекции, собрал великолепную библиотеку. После смерти жены Лобанов-Ростовский решил продать этот дом, но покупателя не нашел. После этого он решил разыграть в лотерею дом и библиотеку, наметил выпустить билетов на миллион рублей (по рублю за билет). Император Николай I не допустил этого, купил дом-дворец с библиотекой, при этом за содержательную библиотеку назначил князю пожизненную пенсию. К старости все свои коллекции князь распродал ради денег для доступных ему удовольствий.