К концу XV века Москва становится общепризнанным политическим, религиозным и культурным центром страны, наследницей древней культуры Киевской Руси.
В этой исторической обстановке очень важное значение приобретает строительство в Москве.
Москва — “Третий Рим”, этому лозунгу должен соответствовать архитектурный образ столицы. К строительству привлекаются лучшие зодчие Новгорода, Пскова, Владимира, а так же из европейских столиц, особенно из Италии.
Итальянские мастера эпохи Возрождения славились своим искусством и приглашались во все страны. Таким орбразом в 1475 г. в Москву прибыл Аристотель Фиораванти, известный мастер, работавший в Больнье, Милане, Риме.
По заданию царя Ивана III он был направлен во Владимир для изучения Успенского собора, как образца русского собора.
Под руководством Фиораванти в Кремле начинает возводиться Каменный Успенский собор (1475 – 1479 годы). Впервые здесь было применено глубокое заложение фундаментов.
План трехнефного собора состоит из 12 одинаковых квадратов по 4 в каждом нефе., что позволило применить однотипные крестовые своды, опоры стали тоньше, внутреннее пространство свободнее.
Новаторство постройки в геометрически правильном членении плана и фасада здания с использованием правила “золотого сечения”. Торжественное и строгое здание собора олицетворяет новый строй и порядок нового государства.
Одновременно возводится здание Благовещенского собора (1484 – 1489 г.), его строили — русские мастера. Четырехстенный собор стоит на высоком каменном подклете и окружен галлерей-гульбищем, позже она была застроена.
В 1505 г. начали строить Архангельский Собор под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового. Собор служит усыпльницей московских князей и царей.
Архангельский собор – второй по значению в ансамбле Соборной площади.
Главный фасад собора напоминает церковь Сант-Андреа в Мантуе, и пышная венецианская архитектура не лишает собора признаков русского характера. Это 5-главый крестово-купольный русский храм с традиционным планом. Новым был применен ордер в декоративном убранстве фасадов.
В 1505-1508 году архитектором Боном Фрязиным была построена Ивановская колокольня – высотная доминанта Кремля. Такое сооружение требовало высокого технического уровня производства строительных работ. Фундамент здания глубиной 10 метров представлял собой ступенчатую усеченную пирамиду.
Башня имеет восьмигранный план и три яруса по высоте. Общая высота – 60 метров.
Стены и внутренние пролеты укреплены металлическими связями, поэтому все сооружение представляет собою прочно связанный монолит.
Возведением Колокольни Ивана Великого завершается строительство архитектурного ансамбля кремля на рубеже 15-16вв. Весь Кремль получает композиционную доминанту – вертикаль, в связи с чем вся великолепная панорама Кремля получает свое гармоничное завершение.
С ростом экономических возможностей начинают строиться каменные церкви в московском посаде. Появляется новый тип храма с единым бесстолпным внутренним пространством.
Например: церковь Трифона в Напрудной слободе, церковь Николы в Мясниках, церковь Анны в Китай-городе и т. д. Перекрытие в таких церквах – крестовый свод, план близкий к квадрату с одной апсидой. Переход к барабану осуществляется с помощью кокошников.
В каменное зодчество переходят традиции и формы деревянного зодчества.
Церковь Вознесения в с. Коломенском, построенная в подмосковной царской усадьбе, в честь рождения будущего царя Ивана Грозного, была одной из первых каменных, шатровых церквей.
По своей высоте – 60 метров – церковь не имела себе равных. Она носила чисто мемориальный характер, симметричность форм, отсутствие апсид. Здание выполнено из кирпича, но архитектурные детали из белого камня. Вертикальный объем расчленен на три части: стоящий на подклете четверик, над ним восьмерик и шатер с плоской главкой на небольшом барабане.
Внуртеннее помещение церкви из-за большой толщины стен, незначительно, интерьер скромен и прост, вся значимость постройки в динамичном внешнем объеме, стремительном и монументальном, который господствует на крутом берегу Москва-реки. Широкая терасса-гульбище вокруг церкви была открытой, на ней было устроено царское место в воде белокаменного трона, отсюда открывается вид на далекую панораму Москвы.
В церкви Вознесения сочетаются лучшие достижения древнерусской архитектуры.
Цельность и органичность форм, отражающих патриотическую идею независимости и торжества русского государства, огромная сила эмоционального воздействия и гармоничная связь с окружающей средой относят это сооружение к величайшим памятникам мирового зодчества.
В чесь победы русского народа над Казанским ханством на территории московского посада был воздвигнут собор Василия Блаженного (1555 – 1560 гг.).
Собор был построен русскими зодчими Бармой и Постником.
Собор имет сложную композицию из 8 церквей, объединенных 9-тым шатровым объемом в единое целое. Здание построено из кирпича, фундаменты, цоколь, архитектурные детали из белого камня, фасады имеют яркую окраску. Центральная башня имееть высоту 46 метров, внутренние пространства незначительны, вся композиция расчитана на внешнеее зрительное восприятие. В основе всех форм лежат формы деревянного русского зодчества.
Постройка глубоко символична, она олицетворяет объединение русских земель вокруг Москвы, символично и расположение собора, не в Кремле, а на главной общественной площади Московского посада, для обозрения народа.
1. Реконструкция Московского Кремля на фоне лозунга “Москва третий Рим”
2. Каменное церковное зодчество Москвы. Мемориальные церкви.
Русские зодчии 16 века блестяще показали органическую связь всех сторон архитектуры: идейной, художественной и конструктивной. В этом единстве заключается совершенство лучших произведений русского зодчества этой эпохи.