Архитектура Двуречья, Ассирии, Хетии в четвертом-втором тысячелетии до н. э.

Культура Вавилона и всего Двуречья вышла из недр древней шумеро-аккадской цивилизации (4-3-е тысячелетия до н. э.) Исторически народы Шумера и Аккада, которые населяли южную часть Месопотамии, были земледельцами, скотоводами и рыбаками. Именно поэтому их архитектура была связана с возведением значительных оросительных систем, каналов, плотин, дамб.

Шумерцам и аккадцам были известны ковка, литье металлов как цельным способом, так и способом полой отливки. Среди орудий труда, использовавшихся ими в то время, были как каменные, так и медные орудия, а позднее бронзовые. Примерно в четвертом тысячелетии до и. э. в Месопотамии были образованы первые государства Шумер и Аккад.

В самый ранний период существования государственности малоизвестны крупные архитектурные сооружения. В основном от этого периода дошли такие памятники материальной культуры, как культовая скульптура из камня, небольшие скульптурные изваяния из бронзы.

Однако в связи с развитием производительных сил, математики, геометрии, астрономии, астрологии, которая в тот период времени являлась областью научного знания, и иных наук, способствовавших развитию строительного искусства, архитектуры и строительной техники, начинается возведение монументальных архитектурных сооружений — дворцов, храмов, крепостных и оборонительных сооружений.

Прежде всего заслуживают внимания величественные башни — зик- кураты призматической формы. Их воздвигали в городах Шумера и Аккада. Отдельные сооружения достигали в высоту 90 м. Наиболее древним архитектурным сооружением этого периода является зикку- рат — храм бога Энлиля в городе Ниппуре, построенный в XXIX в. до и. э..

Позднее, в эпоху Ассирийской империи также возводились хра- мы-зиккураты. Один из них в г. Дур-Шаруккине высотой 43 м состоял из семи этажей, каждый из которых был окрашен в отличный от другого цвет. Особенностью зиккуратов было то, что все этажи соединялись между собой пандусами.

Галереи зиккуратов имели наклон, и для отвода воды из них в глиняной кладке устраивался дренаж из гончарных труб. Верхние платформы зиккуратов часто украшались золочеными куполами. Верхние этажи зиккуратов и платформы использовались как культовые сооружения — храмы.

Для возведения зиккуратов использовались сырцовые кирпичные блоки, как бы в монолитной кладке. Поэтому они не имели внутренних перегородок и помещений. В представлении шумерцев, аккадцев и ассирийцев храм-зиккурат был «домом богов», где они обитали.

Основными строительными материалами в этот период являлись глина и кирпич-сырец. Раствор для кладки стен шумерцы и аккадцы приготовляли из жидкой глины, смешанной с золой и горной смолой (асфальтом). Наряду с традиционными балочными перекрытиями глиняных и кирпичных зданий применялись и иные формы и типы перекрытий.

Прежде всего ложный свод, позднее стал использоваться цилиндрический, а затем и сферический свод. При этом сводчатые перекрытия возводились без применения кружал. В сооружениях Двуречья использовалась и своеобразная гидроизоляция.

Так, в целях изоляции фундаментов от проникновения влаги и грунтовых вод здания возводились на высоких стилобатах и искусственных насыпях, которые достигали по площади и высоте огромных размеров.

Именно на территории Шумерского и Аккадского царств впервые для отделки зданий стали использовать цветной облицовочный камень, медь, перламутр, глазурованный кирпич и керамические изразцовые плитки разных цветов.

В IV тысячелетии до и. э. центром культуры и науки Месопотамии становится город Ур. Он один из древнейших городов на Земле сохранившийся до нашего времени. Упоминается он и в Ветхом Завете как город, заложенный праотцом Ноем вскоре после потопа.

В этом городе преобладала двухэтажная жилая застройка. В дома богатых людей был подведен водопровод, канализация. Существовали ванные и туалетные комнаты, балконы, террасы, внутренние дворы. Все это говорит нам о высоком уровне благоустройства городской среды.

В отличие от городов Древнего Египта, города Двуречья изначально имели регулярную прямоугольную планировку, что говорит нам о том, что в этом регионе большое значение придавалось градостроительству и развитию планировочной структуры городов.

Обычно все города Двуречья возводились на высоких искусственных террасах, либо древние зодчие использовали рельеф местности и возводили города на стилобатах. Это было необходимо из-за частых наводнений, случавшихся в междуречье Тигра и Евфрата.

В отличие от Египта, где периоды стабильного государственного развития были продолжительными, города Двуречья изначально возводились хорошо укрепленными. Города окружали мощные стены и башни. Однако наличие укреплений предопределяло то, что все города Месопотамии стремились к компактной квадратной или прямоугольной планировке.

Древнейшие города еще сохраняли остатки компактной кругооб разной планировки с дворцово-храмовым ансамблем в центре и примыкающими к нему городскими кварталами. Более поздние города и столичные центры, такие как Вавилон или Дур-Шаррукин, уже имеют ярко выраженный регулярный характер плана, хотя без особой геометрической точности. По форме эти города напоминают нам квадрат, близкий к прямоугольнику.

Образцом монументального строительства Шумерского царства является знаменитый храм, посвященный богине плодородия Нинхурсаг в г. Эль-Обейде.

Раскопки города Ура — столицы шумерского государства — говорят нам о том, что к третьему тысячелетию до нашей эры город, бывший в это время столицей государства, состоял из центральной части с цитаделью, где находился царский дворец, храмы и административные здания.

Вокруг цитадели располагались городские кварталы. Город был защищен мощными стенами и обнесен валами. В XXIV в. до и. э. царь Саргон I, правивший приблизительно в 2316-2261 гг. до и. э., смог объединить Шумерское и Аккадское царства, поэтому в современной историографии он обычно называется Саргоном Древним или Саргоном Аккадским, и возвел в Уре значительные архитектурные сооружения.

В частности, можно отметить знаменитый храм-зик- курат Ура, который был возведен на платформе высотой 15 м. В плане это сооружение имело размеры 62,5×43 м.

Грани платформы были облицованы обожженным глазурованным кирпичом. Грани были слегка наклонены внутрь здания для большей устойчивости. На верхнюю площадку зиккурата вели три пандуса, соединявшиеся у каменной террасы.

Для того чтобы выйти на площадку к самому храму, стоявшему сверху зиккурата на платформе, надо было пройти еще две платформы. О погребальных сооружениях этого периода известно мало.

Известно, что царские саркофаги помещали в подземные камеры, а сверху насыпали курганы. В этот период в государстве вырабатывается своеобразный общеобязательный художественный и архитектурный канон, сохраняющий в себе стандартные композиции и архитектурные решения.

Например, горельефные изображения на стенах, изображающие обряды поклонения богам и царю. Из интересных памятников шумерского искусства этого времени заслуживает внимание статуя правителя города Лагаша — энси (губернатора) Гудеа, которая отличается пластичностью передачи форм человеческого тела и мастерством обработки камня.

В эпоху правления царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до и. э.) наступает период расцвета и могущества раннего Вавилонского царства. Название города — Вавилон происходит от аккадских слов «Баб-илу» «Врата бога».

Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир, название которого было перенесено на Вавилон. Первое упоминание о Вавилоне содержится в надписи аккадского царя Шаркалишарри, который правил в XXIII в. до н. э.

В период правления Хаммурапи проводились большие работы по расчистке старых и возведению новых каналов и оросительных систем. Использовались сложные водоподъемные приспособления, в том числе саккиэ — водочерпательное колесо и черд — система скользящих по веревке кожаных ведер, которую приводили в движение животные.

В стране большое внимание уделялось развитию архитектуры и строительного дела. Возводились дворцы, храмы, зикку- раты, оборонительные сооружения. Большое строительство велось в столице — городе Вавилоне.

В кодексе Хаммурапи привлекают внимание два параграфа: «…параграф 229 повествует о том, что если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину, то этого строителя должно убить… параграф 223 говорит, что если строитель построит человеку дом и не укрепит свою работу, так что стена обрушится, то этот строитель должен устроить стену за собственное серебро… ».

Вавилонское царство подвергалось частым нападкам соседних народов, в частности ассирийцев. В 689 г. в наказание за мятеж против ассирийского царя Вавилон был практически полностью уничтожен. Однако его история на этом не закончилась.

В 612-538 гг. до н. э. возникает новое государство, которое именуется Халдейским царством, а в советской и российской историографии именуется Ново-Вавилонским царством. Оно было образовано халдейским полководцем Набопаласаром на развалинах Ассирийской империи.

Особого могущества это государство достигло в период правления царя Навуходоносора II, правившего в 604-561 гг. до н. э. В плане город имел форму неправильного прямоугольника и располагался на левом берегу реки Евфрат. Постепенно он разросся и перешел и на правый берег.

В эпоху Навуходоносора в Вавилоне проживало до 1 млн человек. Все городское пространство было окружено крепостной стеной протяженностью 18 км. Внешние стены укреплений были двойными. Наружная стена имела толщину 3,5 м, внутренняя была более мощной — 6,5 м. Высота внутренних стен достигала 25 м. Городские стены укреплялись башнями.

Башни располагались на расстоянии 25 м друг от друга. При этом башни по отношению друг к другу были расположены со сдвигом, а не в одну линию. Масштаб этого фортификационного сооружения был огромен.

По внешним стенам было расположено 240 башен, по внутренним — 360. Перед внешней стеной города был вырыт большой ров шириной в 25 м. Общая длина сторон территории города = 8150 м.

В городе было возведено несколько дворцов для царя, один из которых именовался «дачным». В городе был возведен великолепный храм в честь бога Мардука. Дачный дворец царь подарил своей супруге царице Шаммурамат, и это сооружение с разбитыми на искусственных террасах садамШАШЙ хорошо знаем как «висячие сады Семирамиды». В Вавилоне был возведен также самый известный зикку- рат — зиккурат Этеменанки, что в переводе означает «Башня от земли до неба».