На правом берегу р. Фонтанки сохранился Юсуповский дворец (Набережная Фонтанки, д. 115), который впервые построили в середине XVIII в., а в 1789—1792 гг. его перестроил Д. Кваренги, создавший также здесь пейзажный сад с прудами и каналами. На Фонтанку выходили двухэтажные жилые дома с аркой-воротами между ними, дворец был расположен в глубине сада.
До наших дней комплекс Юсуповского дворца сохранился, но с ощутимыми переделками. Дворец стоит на берегу пруда, северный фасад дворца выходит в Юсуповский сад, два одноэтажных флигеля на высоком цоколе объединены аркой въездных ворот.
Юсуповский сад был разбит в 1790-х годах как классический английский сад. Князь Н.Б. Юсупов-старший в конце XVIII в. приказал превратить его в пейзажный сад с прудом и искусственными постройками, что было выполнено. В 1810 г. казна купила у Юсуповых эту усадьбу, в которой разместили Институт Корпуса инженеров путей сообщения.
При этом часть усадебного сада передали в ведение городских властей, которые открыли в 1863 г. эту часть сада для публики. В 1865 г. здесь открыли общественный каток, который сразу же стал излюбленным местом фигуристов. В 1878 г. здесь состоялось первое в России соревнование русских фигуристов.
На берегу р. Мойки находится другой дом-дворец князей Юсуповых (Набережная Мойки, д. 94). До Юсуповых владельцем этого места в середине XVIII в. был граф П.И. Шувалов, чья богатая усадьба с двухэтажным домом находилась здесь.
Небольшой каменный дом-дворец Шувалова в 1760-е годы переделал архитектор Ж.-Б. Вален-Деламот в стиле раннего классицизма. По данным доктора исторических наук С. Перевезенцева (2003 г., с. 184), с 1795 г. этот дворец принадлежал графине А.В. Браницкой и ее дочерям; в 1830 г. князь Н.Б. Юсупов-старший купил этот дворец для своей жены Татьяны Васильевны (урожденная Энгельгардт) и сына Бориса Николаевича.
А князь Ф.Ф. Юсупов-младший, родившийся в этом дворце, в своих «Мемуарах» пишет, что этот особняк-дворец императрица Екатерина II подарила княгине Т.В. Юсуповой. Юсуповы неоднократно переделывали этот дворцовый комплекс и отделку парадных залов дворца.
Архитектор А.А. Михайлов, проведя реконструкцию дворца, в основном сохранил размеры здания с шестиколонным портиком тосканского ордера Боковые крылья были надстроены до третьего этажа, построен новый трехэтажный корпус с большим Белокаменным залом.
Этот корпус был соединен с основным зданием, образовалась анфилада из шести парадных залов, оформленных в декоративной манере русского ампира. В 1832—1834 гг. Михайлов пристроил к дворцу еще один корпус, где в пяти залах Юсуповы разместили свое богатейшее собрание художественных произведений и домашний театр.
Высочайшего класса русские и иностранные мастера участвовали в создании интерьеров дворца Юсуповых; среди них были П. и Т. Дылевы, А. Галанин, М. Кропотов, К. Кузнецов, А. Травин, А. Виги, Б. Медичи, Ф. Торричелли, В. Мадерни, А. Трискорни, Я. Фратини и др.
Парадные залы Юсуповского дворца и в наши дни поражают своими красотой, роскошью, изяществом В 1840-е гг. швейцарский архитектор Б. Симон создал дворцовый зимний сад (не сохранился) и Гобеленовую гостиную, стены которой украшали уникальные гобелены XVII—XVIII вв.
Когда полновластным хозяином дворца стал Н.Б. Юсупов-младший, то в 1860 г. он провел его обстоятельную перестройку. Тогда был переделан нижний вестибюль, его стены были покрыты пышным лепным декором, была возведена лестница из каррарского мрамора, была оформлена Восточная гостиная (ее стены были расписаны восточной вязью по золоченому фону), чаша бассейна украшена резным восточным орнаментом, камин отделан драгоценным камнем — ониксом.
Были переоформлены многие комнаты на половинах и князя, и княгини. Дворец украсили роскошная изысканная мебель, камины из малахита, оникса, мрамора. В 1890-е годы провели очередную реконструкцию дворца по проекту архитектора А.А. Степанова.
Когда полновластными хозяевами дворца стали Ф.Ф. Юсупов граф Сумароков-Эльстон-младший и его супруга Ирина Александровна, в 1911—1916 гг. проводили новую очередную переделку внутренних помещений дворца (осенние события 1917 г. не позволили их завершить).
О событиях в этом дворце ходили легенды. О том, как жили в нем при князьях Юсуповых графах Сумароковых-Эльстон, лучше всех знал и написал в своих «Мемуарах» князь Ф.Ф. Юсупов-младший.
На званые вечера в этом дворце (больше похожем не на жилой особняк, а на музей) собирались порой 2000 гостей, в том числе члены императорского семейства, любившего Юсуповых. Во дворце было много слуг разных рас и национальностей, здесь были слуги — калмыки, татары, арабы, негры, одетые в характерные яркие национальные одежды.
Юсуповы со слугами обращались гуманно; на Рождество устраивали елку для прислуг с их семьями, всем дарили подарки, которые они заранее высказали желание иметь. Слуги уважали и любили Юсуповых, были искренне преданы им. Так, дворецкий Григорий Бужинский не выдал даже под пытками большевикам место, где были спрятаны юсуповские золото и ценности; он умер от пыток, но ничего не сказал.
В спальне З.Н. Юсуповой в широких горках лежали ее редчайшие по красоте и ценности фамильные юсуповские ювелирные украшения. Мебель в Малой гостиной когда-то принадлежала французской королеве Марии Антуанетте, а хрустальная люстра была из будуара фаворитки французского короля маркизы де Помпадур; было много очень дорогих безделушек и живых срезанных цветов в дорогих вазах.
Семья держала открытый стол, к обеду являлись по желанию, по сути, любые достойные люди; сколько будет обедающих в доме, точно не знал заранее никто. Много говорили о тайниках и лабиринте подвалов этого дворца, где были винные погреба, хранилище ценностей, хозяйской ценной утвари, произведений искусства и древностей.
В этом дворце 17 декабря 1916 г. был убит скандально известный старец и любимец императрицы Александры Федоровны Григорий Распутин (Григорий Ефимович Новых, 1872—1916 гг.); одним из пяти его убийц был Ф.Ф. Юсупов-младший.
После осенних потрясений 1917 г. из национализированного дворца богатейшую художественную коллекцию князей Юсуповых отправили в музеи — в Эрмитаж в Петербурге и в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, но огромную ее часть продали, по сути, за бесценок за границу; так эти юсуповские художественные ценности были потеряны для России.
В советский период в национализированном дворце устроили Дворец культуры работников просвещения. В наши дни дворец используется как музей, в его камерном театре эпизодически дают оперные спектакли и концерты классической музыки. В музее есть экспозиция, рассказывающая об убийстве Распутина, установлены восковые фигуры участников того убийства.
Юсуповский дворец и в наши дни поражает красотой, благородством и элегантностью интерьеров. Трудно поверить, что дворец сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны, столь грамотно мастера-реставраторы, строители, художники, декораторы провели восстановительные работы.
На Литейном проспекте сохранился еще один юсуповский дворец, построенный в 1852—1858 гг. архитектором Л. Бонштедтом в стиле барокко. Тесаным песчаником облицован фасад этого здания, его портал украшен скульптурой. Его владельцами были княгиня З.И. Юсупова и ее правнук князь Ф.Ф. Юсупов-младший.