Санкт-Петербург

Санкт-Петербург: история его создания, строительства, развития, реконструкции, его рукотворные ценности, судьбы его жителей, — неисчерпаемая тема для исследователей, писателей, журналистов. Многочисленные общедоступные культурологические описания Петербурга и его богатств дают общее представление в основном о его визуальной красоте, а также рукотворных богатствах главным образом его исторического базиса и самых известных пригородов. Обычно излагаются одни и те же сюжеты, факты, события, хорошо известные краеведам, специалистам, но малоизвестные обычным экскурсантам и читателям, которые, пораженные внешней красотой и неисчислимыми сокровищами Петербурга, делают вывод о его редчайшей уникальности. Петербург — действительно очень интересный, привлекательный город, но он стал таким в основном благодаря его столичным положению и функциям в царский, а точнее императорский период истории России.

Особые свойства столиц доказаны в научных исследованиях, а короче и лучше всех их сформулировал великий французский писатель-романтик В. Гюго (1802—1885) в романе «Собор Парижской богоматери». Столицы — «это воронки, куда ведут все географические, политические, моральные и умственные стоки страны, куда направлены все естественные склонности целого народа; это, так сказать, кладези цивилизации и в то же время каналы, куда капля за каплей, век за веком, без конца просачиваются и скапливаются торговля, образование, население — все, что плодоносно, все, что живительно, что составляет душу нации». Утратив столичный статус, Петербург (Петроград, Ленинград) уже не был главным источником и пружиной новаций, хотя сохранил (и сохраняет) свою визуальную привлекательность и отличительные незабываемые черты.

Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
В конце 1980-х — 1990-е годы обсуждалась возможность переноса столицы из Москвы в Петербург или хотя бы придания ему статуса культурной столицы России. Действительно грамотные люди подобные идеи оценивают как абсолютно абсурдные (из-за географических, геополитических, социально-экономических и других причин).

Однако полезно и нужно при разработке самых разных научных рекомендаций, в принятии практических решений, в обыденной жизни знать и учитывать опыт развития Петербурга, судьбы его создателей, жителей, гостей.

Вне сомнения, феномен Петербурга рожден его столичностью, смелостью, патриотизмом, геройским трудом россиян, в том числе представителями Императорского Дома Романовых, их единомышленниками, грамотными помощниками и, конечно, простыми добросовестными исполнителями их решений.

Нельзя недооценивать силу исторического примера Петербурга в самых разных сферах, в течение длительного времени его модельную роль и результаты этого. При знакомстве с Петербургом, судьбами и опытом его жителей особо важно уяснить мотивы принятия решений, причины их успехов и недостатков, а также результирующий итог. Центростремительные силы притягивают к столице все самое лучшее, но и плохое. В столицах борьба добра со злом принимает крайние формы, одновременно делает сильнее, закаливает, но и мучит, калечит людей. Вот и в Петербурге в царский период петербуржцы имели максимально большие возможности для реализации своих желаний, раскрытия талантов и способностей, не всем хватило сил их сполна использовать, тем более противостоять искушениям столичной жизни. Воспитание и сохранение здоровых нравственно-духовных основ — одно из главных условий успешного развития города в целом и каждого его жителя. При знакомстве с Петербургом и жизнью петербуржцев в прошлом полезно не только принимать к сведению предлагаемую информацию, а прежде всего анализировать ее, размышлять над ней, уяснять причины и результаты тех или иных событий, решений, дел, чтобы сделать практически важные для себя выводы. Одним словом, умнее не пассивно обольщаться внешней красотой и богатствами Петербурга, а стараться понять и объяснить их, чтобы самому стать мудрее и осмотрительнее в жестких сегодняшних реалиях. Особо полезно поразмышлять над судьбой и делами Романовых — главных хозяев и жителей в царском Петербурге, — имевших абсолютно во всем лучшие возможности, но далеко не всегда способных дельно использовать их, стойко и решительно противостоять злу и соблазнам, понимать приоритет духовного над материальным, умевших красиво говорить и многое обещать, но слишком часто не способных трезво мыслить и грамотно действовать в сложившихся исторических условиях.