Особенно на развитие нового стиля повлияло творчество Ч. Макинтоша (1868-1928), работавшего как в Англии, так и в Шотландии и выступавшего за новую конструктивную эстетику. В 1896 г. архитектор разрабатывает проект художественно-промышленной школы в Глазго, которая напоминает сдержанную крепостную постройку с гранитным фасадом и большими эркерными окнами.
Архитектурные формы отразили зарождающейся стиль ар-нуво. Работая не только как архитектор, но и как дизайнер предметов интерьера и мебели, Макинтош придумал свой неповторимый стиль, соединяя взвешенные геометрические элементы изящнымй “плавными линиями, которые стали характерными для нового декоративного стиля ар~нуво.
В градостроительстве внедрение фабрик и других промышленных предприятий в застройку города создало отток зажиточного населения в пригороды. Т. Гарнье разработал концепцию структуры города, основанную на четком функциональном зонировании и строго рациональном подходе к застройке районов, и ввел понятие промышленного города. Э. Говард разработал концепцию нового «города-сада», воплощенную в жизнь архитекторами Р. Эйвином и Б. Паркером в проекте города-сада Лечворс (Лечворт) в 65 км от Лондона.
Во Франции эклектичный стиль начал свое распространение из стен парижской Школы изящных искусств, где изучались различные исторические стили, и получил название боз-арт (от фр. beaux-arts — изящные искусства). Новый стиль проявил себя в подражании французскому барокко, а также итальянскому Ренессансу.
Выпускники Школы изящных искусств распространили этот стиль и в Америке, сделав его доминирующим с 1885-1920 гг. В отличие от французской стилистики, в Америке тяготели к громоздким симметричным зданиям с деталями в виде башенок, барельефов и фигурной скульптуры. Показательным строением стал Центральный вокзал в г. Нью-Йорке, перестроенный в стиле боз-арт к 1913 г., в котором расположились сорок четыре платформы и шестьдесят семь путей.
По проекту архитектора Поля Абади в римско-византийском стиле была возведена базилика Сакре-Кер на Монмартре (между 1876 и 1910 гг.). Ее образ отличается молочно-белым цветом и силуэтом трех куполов с полуциркульными окнами и колоннадой, заимствованной из романского стиля, и запоминающимися конными статуями над портиком — Людовика Святого и Жанны д’Арк. Образ небесного могущества и покровительства подчеркивается широкой многоярусной лестницей, спускающейся с вершины горы Монмартр.
Манифестом стиля стала Гранд-опера (1875) архитектора Шарля Гарнье, отличающаяся обилием декора и позолоты, мраморной массивной лестницей и скульптурами-подсвечниками в помещении фойе. Архитектор использовал элементы древнегреческого и имперского стиля.
Ко Всемирной выставке в Париже в 1878 г. в неомавританском стиле напротив Эйфелевой башни был возведен дворец Трокадеро с элементами византийской архитектуры. Фасад (длина 706 м) с двумя флигелями был украшен 22 скульптурами и двумя башнями. В 1937 г. на его месте был постороен новый дворец Шайо.
В Австрии и Германии в середине XIX в. заканчивается период позднего классицизма. В 1850-1880-х гг. в Вене застраивается магистраль Рингштрасе многоквартирными жилыми домами в парадном и эклектичном стиле, а также общественными зданиями дворцового типа в исторических стилях. На становление архитектурной мысли оказало влияние творчество немецкого архитектора Готфрида Земпера, изучавшего соотношение стилей с конструкциями и материалами.
В 1855 г. он возводит галерею в Цвингере, а в 1871 г. перестраивает здание Оперы в Дрездене в стиле неоренесанса. В своих постройках он обращается к барочным мотивам, к стилю Возрождения и типичным для классической Греции коринфским колоннам. Стиль Средневековья был воплощен в проекте замка Нойшванштайн в 1869 г. архитектором Эдуаром Риделем.
В стиле итальянского, высокого Возрождения возведено здание Рейхстага (1894) по проекту немецкого архитектора Пауля Валлота.
Здание получилось монументальным, дополненным барочными элементами. В плане здание имеет форму квадрата с четырьмя банными по углам. Изначально в проекте предполагалось возведение «барочного» купола, после Второй мировой войны был сооружен стеклянный сферический купол.
Италию также затронуло движение неоклассицизма. Реконструкцию основных городов: Милана, Турина, Рима и Флоренции вели в римском и греческом духе.
Одно из самых известных зданий того периода — торговый пассаж Галереи Витторио Эммануэля II (1865), соседивший две площади с Миланским собором и театром Ла Скала галереями в форме креста. Для перекрытий галерей архитектор Джузеппе Менгони впервые использовал металлический каркас со стеклом и световой фонарь над центральной площадью. Объединение страны в 1870 г. повлиял на более широкую ретроспективу исторических стилей, а к концу XX в. стиль модифицировался в модерн.
Император Николай I стремился к централизации власти в России, к поиску новой национальной идеи, в том числе с помощью новых подходов к архитектурному облику сооружений, которые отражали бы настроения своей эпохи. К 40-х гг. XIX в. появляются ростки новой идеологии — славянофильство, направленной на выявление особой миссии России, с акцентом на ее самобытность и отличия от культуры Запада. Представители этого общественного течения выступали за особой путь развития России. Ее роль они видели в способности страны очистить европейский народ от ереси и атеизма и донести до них истинную веру православную.
В противовес им выступали представители западничества, напоминавшие, что великий Петр I направил русло развития страны в сторону европеизации и что Россия должна идти по пути прогрессивного европейского развития. Эти разногласия наложили свой отпечаток на тенденции в развитии архитектуры середины XIX в.