Дворец в Пасаргадах был обнесен каменной стеной толщиной до 4 м. Дворцовая площадь также была обнесена стеной, за которой был распланирован роскошный парк, который искусственно орошался.
Ансамбль в Пасаргадах состоял из жилого и парадного дворцов, возведенных для царя Кира, а также небольших приемных покоев и павильонов. В юго-восточном углу парка находился парадный вход на дворцовую территорию.
С внешней стороны к стенам примыкали пропилеи. В этом месте археологами был обнаружен фундамент прямоугольного зала 34×22 м с широкими проходами и небольшими помещениями. Перекрытие зала поддерживали 8 колонн, которые были поставлены в два ряда. От колонн сохранились лишь кубы основания баз из черного известняка.
Парадный дворец царя был расположен к северо-западу от входа и пропилеи. Центральный зал дворца площадью 32×24,5 м был расположен так, что к нему со всех сторон примыкали портики с двумя рядами колонн. С северной стороны на всю длину фасада дворца примыкал портик, который замыкался антами. Остальные три портика были одинаковой длины.
По углам здания располагались две наугольные квадратные комнаты. Плоские перекрытия тронного зала поддерживались 8 колоннами из серого камня высотой 13 м. Колонны были расположены в два ряда по четыре колонны в ряду. Стволы колонн выполнялись из бело-серого известняка, базы колонн и про- томы, которые являлись и капителями, выполнялись из черного камня. Есть мнение, что тронный зал освещался через верхние окна, так как портики дворца и наугольные комнаты были гораздо ниже тронного зала. Их высота достигала 6 м.
Дворец был возведен на фундаменте и стилобате, выложенным из каменных плит. Стены дворца были выложены из сырцовых плит и облицованы облицовочным цветным кирпичом. Общий декор дворца отличался контрастностью: базы колонн, капители, дверные проемы, обрамления дверей и ниш выполнялись из черного камня, стволы колонн и облицовка стен, из серого и белого камня.
На севере комплекса располагался жилой царский дворец. Это было прямоугольное в плане здание размерами 76×42 м. В центре здания располагался тронный зал размерами 24×22 м. Плоские перекрытия зала поддерживались 30 колоннами, которые располагались по 5 в ряду. По бокам парадного зала располагались небольшие жилые комнаты.
Интересно, что парадный портик состоял из 20 деревянных колонн, расположенных в два ряда. Портик оканчивался антами и тянулся на всю длину юго-восточного фасада дворца. С обратной стороны дворец также фланкировался портиком и с двух его сторон находились две наугольные комнаты. Дворец декорировался белым и черным камнем. Стены жилого дворца были оштукатурены и покрыты росписями.
К выдающимся архитектурными сооружениями Древней Персии периода Ахменидской державы также относятся гробница царя Кира в Пасаргадах и царские гробницы в погребальном комплексе Накше- Рустам.
Гробница царя Кира возведена из мраморных блоков, которые были уложены уступами. Все это было увенчано зданием из белого мрамора, окруженного колоннадой. Высота всего сооружения = 13,1 м. Как уже отмечалось, перекрытия в Персии этого периода были в основном плоскими. Сводчатые и купольные перекрытия (купола на трампах), а также полуциркульные арки появились в более позднее время.
Как пишет Д. С. Степанова, «… гробница царя Кира, относящаяся к Vie. до н. э., представляет собой небольшую погребальную камеру, прямоугольную в плане 3,16×2,18 метров, которая была поставлена на мраморный постамент из семи ступеней, высота которых уменьшается к верху… »24
Также существует неоконченная гробница Тахт-э Рустам, приписываемая царю Камбизу, которая находится в 5 км от Персеполя, которая была задумана как и гробница Кира с архитектурной точки зрения. Наиболее ранней из царских скальных гробниц считается гробница Дау-Духтар в Хак-и-Рустеме.
По фасаду этой гробницы идет горельефное изображение портика, портик украшен полукруглыми выступающими из скал пилястрами с протоиноническим персидским портиком. Но наиболее яркими примерами персидских погребальных скальных гробниц является некрополь в Накше-Рустаме, который включает в себя 4 гробницы царей, и среди них гробницу царя Дария I (522-486 гг. до н. э.).
Считается, что в других погребены цари: Ксеркс I (486^-65 гг. до н. э.), Артаксеркс I (465-424 гг. до н. э.) и Дарий II (423-404 гг. до н. э.). Должна была быть возведена и пятая гробница царя Артаксеркса III (358-337 гг. до н. э.), по иным сведениям, Дария III (336-330 гг. дон. э.). Но эта гробница не была достроена. Гробницы в Накше- Рустаме высечены на высоте 20 м и пышно украшены по фасадам.
Фасады выполнены в форме большого широкого креста. Нижняя часть фасадов плоская. В верхней части выполнен барельефный помост с изображением царя. Помост поддерживают человеческие фигуры, которые должны символизировать царей покоренных народов. В верхней части креста высечен бог Ахурамазда, благословляющий царя. Сохранились в Персии и гробницы в виде башен. В плане они квадратные с четырехскатными крышами.
Помимо капитального строительства в Персии были развернуты и большие инфраструктурные проекты. Прежде всего это работы по возведению мощеных камнем дорог, которые были проложены между различными провинциями и городами Персидского царства. Самая главная дорога «Царский путь» была проложена от царского дворца в Сузах на берегу Персидского залива до царской резиденции в городе Сарды на берегу Эгейского моря. Общая ее длина составляла 2125 км. На всем ее протяжении вдоль дороги были построены гостиницы и путевые дворцы, и на дорогах была организована служба почтовой связи. Дороги Персии во многом явились прообразом римских дорог.
Однако наиболее грандиозной стройкой Персидской державы явилось строительство канала, который должен был соединять Средиземное море с Красным с помощью восточного рукава Нила. Царь Дарий I, который правил в 52-86 гг. до и. э., стремился сделать этот канал капитальным и долговечным сооружением.
Для этого берега канала облицовывались каменными плитами с клинописными и иероглифическими письменами. Однако это сооружение не было закончено не в силу того, что его не смогли закончить, а в силу того, что царь Дарий считал, что Красное море якобы лежит выше долины Нила. Поэтому воды Красного моря, хлынув в Нил, могут затопить Египет.