В 1923 г. была создана Ассоциации новых архитекторов (АС- НОВА), куда входили архитекторы-рационалисты: Н. Докучаев,
B. Кринский, А. Рухлядев, В. Балихин, К. Мельников, под руководством Николая Ладовского. Их концепция строилась на рациональном подходе к применению современных строительных материалов и конструкций для создания оптимального художественного образа.
По предложению Н. Ладовского, его ученики взялись за разработку экспериментального проекта первого небоскреба ВСНХ на Лубянской площади в Москве, который удалось завершить архитектору В. Кринскому в 1922-1923 гг. Он состоял из простых герметичных форм с ритмичным членением сетки фасада и применением рамной железобетонной конструкции, в которую встраивались функциональные помещения.
Архитектор признавался, что его вдохновили строки стиха Маяковского: «Шарахнем в небо железобетон». Позже метод работы этой группы архитекторов критиковался за ее формализм. И все же этот метод оказал большое влияние на развитие новой архитектурной мысли.
Другое течение в архитектуре породило Объединение современных архитекторов (ОСА), чья позиция была принципиально иной. В нее входили братья Л. А. и В. А. Веснины, М. Гинзбург, А. Буров, М. Барщ, Г. Вегман, И. Николаев, Г. Орлов и др. М. Гинзбург охарактеризовал их творческий метод как функциональное проектирование, где в основу конструкции здания должны были лечь изначально заданные ему функции.
Таким образом, проектирование начиналось с вычерчивания плана с переходом к конструктивной основе и затем к формированию его формы. Новым социальным функциям государства должны были соответствовать и новые типы зданий. Стараясь их сделать максимально конструктивно оправданными, без лишних украшательств, оставляя голую функцию, где при этом «Эстетизация обнаженной конструкции… была доведена до уровня новой художественно-композиционной системы».