Та ведущая роль, какую в старонидерландском городе играли торгово-ремесленные корпорации, запечатлена в их зданиях. Причем «в некоторых местах здание гильдии, построенное на ее средства, стало затем городской ратушей».
Подчас гильдейские дома предназначались как для собраний и празднеств, так и для ведения торговли. Но при этом их вид все равно отличался от рядов. Дом мясников в Намюре (XVI в.) — вытянутый прямоугольный объем без фронтонов с невысокими арками, располагавшихся внизу лавок, несложный по оформлению стен.
Изменения, происшедшие в архитектуре за столетие, отражает здание той же гильдии в Харлеме (1602-1603, арх. Л, де Кей). Традиционные ступенчатые фронтоны дополнились сходной с ратушей Лейдена — произведением того же архитектора — маньеристической вычурностью мансардных аттиков. Особенно — центрального, большую часть чьего заполнения образует рельеф с преисполненными движения фигурами типа тритонов по сторонам герба. Замечательно, в крупных, независимо от размера проема, масштабе и рустике выполнены порталы. Своего рода рекламную функцию несут украшающие фасады бычьи головы.
У собственно гильдейских домов на раннем этапе наружность тоже была проста, даже с романским оттенком, что демонстрирует дом арбалетчиков в Брюгге (XV в.). Ступени торцовых фронтонов еще лишены пинаклей и несколько походят на зубцы, нет и обилия окон. Хотя два окна и еще одно, прорезанное выше по оси фасада — единая композиция, разработана она сдержанно, не содержа знакомых нам по ратушам «плетений» арок и прочего. Не впадает пока в декоративность и восьмигранная, не наделенная убыванием башенка с прилепившимся к ней лестничным цилиндром, родственная замкам.
Внушительна величина здания гильдии мясников в Антверпене (1504, арх. Г. де Вагемакере). Однако и его вертикали граненых башенок, чередующихся с также идущими от самой земли контрфорсами, практически ничем не декорированы, кроме полос кладки. Красная с «прожилками» белого, она здесь, по всей вероятности, выражает производимый хозяевами дома товар. Фронтоны, которые опять-таки без пинаклей, содержат лишь набор горизонтальных и вертикальных оконных проемов.
И только с момента распространения и на этот тип построек поздней готики становится верным мнение Е. И. Ротенберга, что в основу их внешней архитектуры «положен образ бюргерского жилого дома, но с соответствующим увеличением размеров и богатства архитектурных форм». Многочисленные крупные оконные проемы слагаются теперь в ряды, причем простенки порой едва шире переплетов окон, отчего «весь фасад кажется огромной стеклянной решеткой». Таков Дом свободных корабельщиков в Генте (1530-1531), К тому же его фронтон приобрел вместе с пинаклями плавные изгибы своих краев.
Внутри гильдейские дома «отличались очень рациональной планировкой с максимальным использованием полезной площади всех этажей. В интерьерах богатое убранство сочеталось с уютом».