Собор Св. Михаила и Св. Гудулы в Брюсселе

Собор Св. Михаила и Св. Гудулы в Брюсселе
Собор Св. Михаила и Св. Гудулы в Брюсселе

Самый выдающийся памятник брабантской готики.

Около 1000 г. существовала капелла, к ХIII в. превратившаяся в трехнефный, в виде латинского креста, романский храм, который, в свою очередь, по повелению герцога Генриха I с 1226 г. перестраивался уже в готическом стиле. Обновленный, с деамбулаторием хор закончили около 1275 г., расширение продольной части началось примерно в 1350 г. Башни датируют 1436-1490 гг. И связывают с именами Яна ван дер Эйкена и Яна ван Рейсбрука. Но окончание всего переднего фасада относится, по всей вероятности, уже к началу XVI столетия.

Собор, к которому подводят лестницы, эффектно возвышается над Нижним городом Брюсселя. Он трехнефный, хотя промежутки между контрфорсами, как это сделали еще в парижском Нотр Даме, застроены маленькими капеллами. Далее следует трансепт, по отношению к которому хор расширен за счет дополнительных травей. Это вместе с наличием за деамбулаторием двух пристроек13 придает плану несомненную индивидуальность, чего нельзя сказать о в общем-то обычной системе аркбутанов и контрфорсов.

Тем не менее на главном фасаде с его практически одинаковыми башнями типичная для французской готики роза заменена высоким и широким стрельчатым окном. Интересна во всех трех фасадных членениях ажурная галерея на уровне арок и вимпергов порталов, слева и справа как бы наложенная на окна меяаду контрфорсами.

Сходное сочетание общераспространенного и особого присутствует и в интерьере. Столбы несут стрельчатую арку, но сами они не расчлененные, а довольно тяжелые круглые. Имеется трифорий, однако его сквозная аркада боковых нефов, да и высота центрального только 25 м.

Это значительно уступает французским образцам, но вносит своеобразие в пространственно-пропорциональный строй.

Значительная часть внутреннего убранства была уничтожена в годы Нидерландской революции. Однако в упомянутом центральном окне переднего фасада сохранился витраж «Страшный суд» работы Бернара ван Орлея. Приставленные к колоннам на консолях статуи и роскошная кафедра (скульптор X. Ф. Вербрюгген) датируются уже эпохой барокко.

Собор Св. Михаила и Св. Гудулы в Брюсселе
Собор Св. Михаила и Св. Гудулы в Брюсселе
Собор Св. Михаила и Св. Гудулы в Брюсселе
Собор Св. Михаила и Св. Гудулы в Брюсселе
Собор Св. Михаила и Св. Гудулы в Брюсселе
Собор Св. Михаила и Св. Гудулы в Брюсселе
витраж «Страшный суд» работы Бернара ван Орлея
витраж «Страшный суд» работы Бернара ван Орлея