Здание городских весов в Алкмаре относится ко времени, когда в нидерландской архитектуре не только утвердились классические ренессансные формы, но и начали зарождаться черты барокко. Теперешний вид приняло в 1582 г., а башня датируется 1597-1599 гг.
Здание в плане прямоугольное. Но поскольку посередине двухскатная кровля перебивается такой же, только перпендикулярной, получается что-то вроде трансепта, а из «средокрестия» как бы вырастает высокая ярусная башня. По существующей версии, это объясняется перестройкой из объекта совершенно другого назначения — капеллы.
Первый этаж, скрывающийся спереди под навесом, рустован и имеет три арки без порталов. Второй обработан «полосатыми» пилястрами, вторящими обработке здесь стены той же разновидностью рустики.
Окна его прямоугольные. Выше идет трехступенчатый фронтон-аттик, в нижних частях имеющий пилястры уже ионического и коринфского ордеров. Декоративность усиливается фланкирующими ступени волютами, статуями, обелисками и вазами. Любопытна форма волют, ориентированных скорее в высоту и довольно необычных в смысле очертаний. Верхнюю ступень аттика венчает треугольный фронтон с «яблоком» на постаменте.
Над этим богатым завершением фасада возвышается башня, вначале довольно строгая четырехгранная, но затем, после балюстрады на консолях, переходящая в знакомые нам по храмовым башенкам восьмерики с ажурной главкой. И тут, подобно беффруа — часы-курапты.
Здания того же назначения сохранились в Гауде и Арнеме, но по времени сооружения (соответственно — 1640 и 1761 гг.) выходят за решки данной книги.
Развитием этого же архитектурного типа было здание городских весов в Неймегене (1612). У него нет башни, зато к продольному фасаду, в отличие от Алкмара являющемуся главным, приставлена высокая открытая лестница, ведущая на верхний этаж. По сторонам входов, в нишах — гербы с двуглавым орлом и короной. Их держит пара вздыбленных львов (любопытно, что один — черный, а другой позолоченный).