Предшественниками были существовавшая еще до XII в. капелла и сменивший ее романский храм (начат приблизительно в 1132 г.). Уже он выделялся по тем временам величиной (80 м в длину).
В 1352 г. был заложен готический собор. Сведения о мастерах и датировке хода работ разноречивы. Общий замысел приписывается Яну Аппелмансу из Булони. Строительство началось с хора, который в конце столетия был готов, ибо в нем уже устанавливали витражи. Предполагают, что эту часть здания делал Якоб ван Тинен.
Первоначально планировался всего лишь трехнеф желала воздвигнуть в нем собственный алтарь своему покровителю-святому, до того увеличилось, что по новому замыслу, принадлежащему архитектору Питеру Аппел- мансу, сыну Яна, предполагалось пять нефов. А по проекту составленному около 1450 г., — уже семь. Ранее, в 1419 г., тот же Аппелманс Младший заложил передние башни. Сооружение южной было приостановлено в 1475 г. на отметке 65 м, пока X, де Вагемакере и М. Келдерманс не завершат боковые нефы. Но она так и осталась недостроенной. Между тем северная (правда, тоже после некоторого перерыва) с 1502 г. продолжала возводиться Р. Кел- дермансом и Д, Вагемакере. Около 1520 г. ее закончили.
Тем же архитекторам было поручено расширить площадь храма в три (!) раза, а количество башен составило бы пять. В 1521 г. император Карл V положил первый камень в основание нового хора. Но эту гигантоманию пресек катастрофический пожар 1533 г. «Планы «новой постройки» были теперь забыты — отныне все внимание и деньги были направлены на реставрацию уже сделанного… Реставрация проведена быстро, но планы, связанные с расширением здания, отложены в долгий ящик». Из-за начавшейся Реформации им не суждено было осуществиться вовсе. В 1566 г. собор пережил иконоборческий погром, а в 1578-1585 гг. правившие Антверпеном кальвинисты снова удаляли изображения Христа и святых.
После восстановления и обогащения в эпоху Рубенса новыми произведениями искусства собору опять довелось пострадать, на сей раз от разграбивших его революционных французских солдат. В XIX в. интерьер был переделан сперва в стиле классицизма, а затем с добавлением неоготического, в частности, скульптур порталов. Капитальная реставрация, развернувшаяся с 1973 г., шла два десятилетия. Торжественное открытие собора состоялось в 1993 г., но работы не прекращаются и по сей день.
Корпус собора, составляющий семь нефов, за выступающим однонефным трансептом имеет решенный уступами в глубину хор. Начинается тот двумя прямоугольными частями — двухнефной и однонефной. Последняя служит чем-то вроде второго, восточного трансепта и предшествует деамбулаторию с венком из пяти капелл. Общая длина здания -118 м.
Внутреннее пространство, не являясь в полном смысле зальным, некоторые исследователи склонны, тем не менее, относить к зальному типу и считать нетипичным для готического собора. Редкие, как уже говорилось, для Нидерландов пучкообразные столбы несугнервюрные своды, четырехлотковые, но в крайних с боков нефах и трансепте получившие весьма затейливую форму, родственную французской «пламенеющей) готике. Взамен трифория над разделяющими столбы арками выведены во множестве вертикали колонок, сопрягающиеся с двойным, разделенным карнизом, поясом мелких глухих роз. Нижний ряд располагается над столь же мелкими декоративными стрельчатыми арочками, верхний — под окнами. Купол средокрестия с его двумя рядами простых оконных проемов опирается на систему арок, с чьих архивольтов как бы свисает узорчатая «бахрома».
При недавней реставрации открыты фрагменты росписей стен и сводов, выполненные в конце XII-XV вв. Среди них одна, над южным нефом — загадочная композиция из звезд, солнца, луны и монограмм. Но, конечно, всеобщее внимание привлекают четыре картины Рубенса, в том числе знаменитые триптихи «Воздвижение креста» и «Снятие со креста».
Главный фасад, как это и в Брюсселе, лишен розы, замененной окном, несколько странных для готики арочных очертаний. Под ним — центральный портал, в то время как два боковых очень узкие, даже малозаметные. Северная башня добавляет к наибольшей для Старых Нидерландов длине здания рекорд высоты (123 м). Ее венчающая восьмериковая часть с коротким, но причудливым шпилем дополнена четырьмя контрфорсами с перекинутыми от них аркбутанами, отчего образовался, как выразился Е. И. Ротенберг, «пучок устремленных ввысь сложно профилированных вертикалей». А П. Курманну «своей утонченной хрупкостью» она напоминает «многократно увеличенное ювелирное изделие». По справедливому мнению, того же автора, в антверпенском соборе все, даже то, что кажется монотонным, «свидетельствует о монументальном подходе, конечной целью которого является ошеломляющая монументальность».