Место, на котором находится церковь, в I в. н. э. было частью укрепленного поселения римлян. Недавние археологические раскопки подтвердили предположение, что здесь среди нескольких круглых башен стоял римский храм.
Около 1000 г. упоминавшийся нами неоднократно Нотгер начал существующую церковь. Подробности строительства почти неизвестны. Однако считают, будто в первую очередь был сооружен вестверк, заключавший под собой крипту. Затем были возведены неф и трансепт. Что касается хора, то, по некоторым сведениям, нынешний возведен заново в конце XII столетия. Для этого пришлось разобрать две угловые башни и вновь сложить их восточнее, уже между центральной и боковыми апсидами.
Капитул храма собирался в его западной части, где в галерее — нижнем этаже вестверка — имелся алтарь Св. Николая, покровителя моряков (тогда как главный был посвящен Богоматери). Со временем (в 1342 г.) севернее Онзе-Ливе-Врау решили построить в честь этого святого особый храм, куда, по-видимому, и переместились основные богослужения. В 1558-1559 гг. оба здания соединил двор-клуатр.
В 1797 г. под воздействием Великой французской революции храмы были закрыты и на протяжении последующих четырех десятилетий Онзе-Ливе-Врау использовалась под артиллерийскую кузницу, затем как оружейный и пороховой склад. Когда в 1837 г. церковь Св. Николая разобрали, сюда перенесли из нее реликвии и утварь и возобновилась служба. На рубеже XIX и XX вв. прошла основательная реставрация под руководством архитектора П. Й.-Г. Куйжперса, при которой усилили единообразие восточных башен и были несколько изменены своды деамбулатория и галереи.
Несмотря на усложненность объемно-планировочного решения вестверком и клуатром, легко прослеживается схема трехнефной Т-образной базилики, у которой центральная апсида почти соответствует ширине основного объема, а боковые, отделенные от нее башнями, примыкают к рукавам трансепта. Наличие боковых апсид, деамбулатория вместе с подчеркнуто крупным средним алтарным полукружием главным образом и отличает здание от его младшего современника — храма Синт Сервас в том же Маастрихте.
Самой впечатляющей частью является вестверк с очень высокой стеной, оставленной, за исключением немногих окошек, в глухой каменной кладке и фланкированной двумя круглыми остроконечными башенками (галерея между ними, наверху стены, могла быть сделана несколько позже). Отмечается, что в смысле образца такой вестверк до сих пор вызывает много вопросов уже потому, что с запада нет входа.
Выразителен и восточный фасад, где двухъярусная аркатура центральной апсиды выведена на колонках, а у боковых — на выступах — лизенах. Те и другие обладают капителями либо растительными, либо с клюющими виноград птицами (древнехристианский символ). Но всего интереснее те, что с крылатыми мужскими фигурками в окружении виноградных лоз и птиц и даже сидящими обнаженными женщинами, прикрытыми лишь своими длинными косами. Что касается продольных фасадов, то они обработаны лишь широкими лизенами, образующими арочные углубления с узкими окнами.
Внутри звездчатые нервюрные своды главного нефа относятся к более позднему времени, тогда как в боковых нефах использованы типичные для романики цилиндрические своды с укрепляющими их промежуточными арками. Центральный алтарь повышен ввиду расположения тут восточной крипты. Подобно тому, что у него снаружи, наделен в два яруса аркатурой, внизу отделяющей деамбулаторий. В глубине, обставляя среднее окно, колонны спарены. Стволы колонн выкрашены в черный цвет, а на капителях представлены библейские сюжеты.
Святыней, доныне привлекающей паломников, является статуя Мадонны с младенцем, выполненная, вероятно, в Богемии в конце XV в. и значительно позже прозванная «Звезда моря». Она помещена в особой капелле по оси нынешнего входа, прилегающей к северной стене храма и углу клуатра.