Другой американский архитектор Чарльз Мур (1925-1993) также использовал ироничные и нарочито утрированные формы неоклассических мотивов, приобретавшие неоавангардные нотки. Ярким примером является площадь в Новом Орлеане (Пьяцца д’Италия) в США (1975-1980). Цитируя элементы Античности и итальянского Ренессанса, Мур организует композицию вокруг круглой площади, в центре которой располагается фонтан Треви, а главным элементом становится арка Лафайета.
Архитектор использует разномасштабность и гротескность цитат из классических форм, отдельные детали стилизованного архитектурного ордера покрывает стальными листами. Ирония состоит и в том, что комплекс для итальянской общины эмигрантов строился среди небоскребов в Новом Орлеане.
В этом гротескном отношении к классике и просматривается позиция постмодернистов к ироничному прочтению наследия прошлого.
Подобным подходом «включающей» архитектуры (контекстуа- лизма), когда архитекторы пытались вписать авангардную архитектуру в реальную ситуацию, кроме Чарльза Мура отличались У. Тернбал и Д. Линдон. Это особенно проявилось в проектах загородных групп домов, например в приморском курорте Си Ранч в Калифорнии (1966), где они стремились создать индивидуальный «образ места» для своих заказчиков.
При этом они используют сдвиг масштаба пространства, прорезанные перегородки и другие приемы для усложнения композиции и интерьеров. В Италии неоклассический постмодернизм имел наиболее сильную связь с историческими корнями. Паоло Портогези (род. 1931), итальянский архитектор, искал новые формы выражения, проведя зримую связь с историей культурного развития своей страны.
Отдавая дань «духу места», он пытался преобразовать барочные пространства в контексте современного времени, развил свою теорию композиции архитектурного пространства (архитектурного «поля»), основанную на массе и размере строящегося объекта и функции линий, соединяющих точки этого условного «поля». Этому принципу построения Портогези подчиняет свои произведения.
В комплексе культурного Исламского центра в Риме (Портогези, Гильотти, Мусави, 1975-1988 гг.) архитектор попытался соединить две культуры: исламского мира и римской традиционной классической школы. Попытка выстроить диалог культур за счет сложной многоуровневой композиции решения улиц, круглой площади и римской мечети с фантастическими пространственными структурами, ажурными конструкциями опор и куполов. Архитектурный критик Ч. Джейкс в книге «Язык архитектуры постмодернизма» сделал попытку выявить несколько направлений в постмодернизме:
1. Историзм — прямое цитирование исторических стилей (здание музея им. Поля Гетти в Малибу, США, арх. Р. Лэнгдон, Э. Уилсон, 1975-1977 гг.,идр.).
2. Частичный историзм (полуисторизм) — использование отдельных черт стилей прошлого или свободная трактовка классических форм (лидеры: Ф. Джонсона, М. Ямасаки, Л. Крие).
3. Новый традиционный стиль (традиционализм)— историзм, основанный на местных архитектурных традициях, использование сочетания различных материалов и элементов конструкций в одном здании, учитывая мнения потребителей. Архитекторы считали необходимым соучастие в проектировании зданий их будущих пользователей, называя это сотрудничество «партисипацией» (общественный центр в Хиллингтоне в Англии, арх. Р. Метью, С. Джонсон-Маршалл и Э. Дербишир и др., 1974-1977 гг., общежития медицинского колледжа в Лувене в Бельгии, арх. Л. Кролл, 1968-1972 гг., и др.).
4. Контекстуализм — адаптация стиля постройки к тому или иному контексту архитектурной среды (жилой комплекс в Лондоне на Сент-Мэрис-роуд, арх. Д. Диксон, 1979 г., реконструкции брюссельской группы АКАУ, 1970 г., под руководством Л. Крие и др.).
5. Метафора — заимствование форм из окружающего мира (природы, техники, предметов ит. д.) сродни неоэкспрессионизму и символизму (жилой «Дом-лицо» в Киото в Японии со скульптурной формой лица по проекту архитектора К. Ямашита, 1970-1974 гг., здание рекламного агентства СЫа1/Е)ау в Венеции в США в форме бинокля, арх. Ф. Гери и др.).
Театральный (ироничный) постмодернизм
Одним из самых крупных объектов, переходящим от метафорических приемов к откровенному китчу, является архитектура «Диснейленда» в Париже архитектора Фрэнка Г ери, где он создал фееричную театральную среду, основанную на образах диснеевских героев. Будучи не только архитектором, но и дизайнером, его работы были полны символических исканий, где он часто обращался к природным формам рыб, змей и т. д.
Он обращался к дешевым строительным материалам, используя, например, мебель из прессованного картона, а в архитектуре предлагая комбинировать гофрированное железо, асфальт, дерево, фанеру и т. д. По его проектам сооружены здания не только в США, но и в Японии, Испании, Чехии, Германии, Франции.
Архитектор М. Грейвз возвел здание банка У. Диснея в Калифорнии в США с гигантскими фигурами гномов вместо колонн, которые подчеркивают игру и ироничность архитектурного образа в стиле поп-арта.
Свою лепту в формирование мирового имиджа этой мультимедийной империи внес американский постмодернист Р. Стерн (кастинг-центр в культурно-развлекательном комплексе Уолта Диснея во Флориде, 1989 г.) в виде игрушечного шахматного дома, а также японский архитектор А. Исодзаки (здание корпорации У. Диснея в культурно-развлекательном комплексе «Мир Уолта Диснея» во Флориде, 1990 г., как будто сошедшее с иллюстрации комиксов, с громадным кубиком Рубика на крыше).