Средневековая планировка городов Нидерландов большей частью складывалась как радиально-кольцевая. Особенностью, вызванной природными условиями, была сеть каналов, характерная не только для Голландии (Амстердам, Делфт, Утрехт), но и Фландрии, где Брюгге за его каналы прозван «Северной Венецией».
Центром общественной жизни служила рыночная площадь (Markt), на которой главенствовали обычно ратуша и торговые ряды, дополняемые домами патрициата. Подчас на ней же стояли другие связанные с коммерцией объекты: здания купеческих гильдий, палата мер и весов. Сугубо светский характер площади в том, что за весьма немногими исключениями, приходящимися обычно на Голландию (Харлем, Делфт), городской собор находится в отдалении. Или, по меньшей мере, занимает периферийное положение, как, например, в Мехелене. В Гауде он, стиснутый со всех сторон, «корреспондирует» площади только своей башней.
Застройка такой площади почти всегда сплошная периметральная, едва прерываемая немногими радиально расходящимися улицами. Если «ренессансные площади Италии обычно формировались из немногих крупных объемов», в Нидерландах «общая застройка площадей… состоит из множества узких фасадов… Пространственная выразительность площади в сочетании со щедрой стихией художественного ремесла, превращающей каждое здание в своеобразную драгоценность, придает этим ансамблям очень большую привлекательность». Трудно отдать какой-либо из таких площадей предпочтение, но по размаху нельзя не выделить Мехелен, Аррас по эффектности замыкания — Турне, а по гармоничности — Брюгге, хотя там ратуша на нее не выходит. Очень хороша, несмотря на фрагментарную сохранность, площадь в Неймегене.
У торговых рядов (Ипр, Брюгге, Гент, Мехелен) нижний этаж, где размещались лавки и подсобные помещения, решался либо наподобие лоджии, либо как закрытый. Верхний этаж мог иметь зал для образцов товаров и заключения сделок.
Рыночная площадь в Нидерландах почти немыслима без башни, получившей тут название беффруа. Уже говорилось о том, что это сооружение было воплощением городского могущества, бюргерского духа. Сему вовсе не препятствовала доля сходства с башнями соборов.
Первое время беффруа, как, к примеру, в Генте, возводились над теми же торговыми рядами, заключая в себе городское самоуправление. Затем, когда развернулось сооружение ратуш, некоторые тоже увенчали беффруа. Это наблюдалось преимущественно в той части Фландрии, которая потом отошла к французам (Дуэ, 1380-1475, Аррас, XVI в.). Но теперь эту башню чаще ставили отдельно (Турне; более скромная в Кортрейке, XIV в. с надстройкой 1717 г.). Данный архитектурный тип оказался настолько устойчивым, что надолго пережил Старые Нидерланды.
Беффруа в Турне
Старейшая колокольня Бельгии. В 1188 г. французский король Филипп-Август выдал городу разрешение на постройку башни с набатным колоколом. До конца XIII в. представляла собой квадратную, на вершине которой находилась караульная площадка, огороженная зубцами. Высота составляла всего 30 м. Со временем это оказалось недостаточно, поскольку после возведения вокруг города новой крепостной стены требовался более дальний обзор. Мешал наблюдению и отстроенный хор кафедрального собора. Оттого в 1294 г. башню надстроили. Одновременно увеличили толщину стен, укрепили углы башенками и пробили окна. Увенчанием стал шпиль с фигурой крылатого дракона. Дальнейшие изменения произошли после пожара 1391 г., когда огонь уничтожил верхнюю часть сооружения.
Беффруа служила не только колокольней и сторожевой башней. В ней, имеющей Biryrpn пять этажей, помещалась ратуша, хранили городскую казну и документы. Позже, вплоть до начала XIX в., была тюрьмой. В 1992— 2002 гг. проводились реставрационные работы.
Башня (высота 72 м) стоит на краю продолговатой площади Grand Place. Составлена из двух решенных уступом четырехгранных частей с выступами на углах — гранеными внизу и цилиндрическими вверху. Первые, соединенные парапетом бывшей площадки, завершаются шатрами и статуями воинов, некогда расписными. Между этими угловыми башенками, во всю высоту до парапета — глубокие стрельчатые ниши, куда вписаны порталы и, одни над другими — окна.
Во втором ярусе над небольшими окнами идут монументальные пролеты звона. Сохранились не только куранты, но и два древних колокола. Венчающему шпилю, на котором — дракон, в дополнение приданы четыре маленьких, что чрезвычайно заостряет силуэт сооружения, еще и «наплывающий» на соборные башни. Однако в отличие от тех, романских по облику, беффруа является памятником готики.