Берсеньевская набережная

Берсеньевская набережная

Панораму следующей по курсу движения нашего автобуса Берсеневской набережной открывает знаменитый «Дом на набережной». В этом образце советского конструктивизма, выстроенном в 1930-х годах по проекту архитектора Б. Иофана, расположился оплот нашей сатиры и юмора — Театр Эстрады. Это обстоятельство дало основание авторам проекта использовать в архитектурно-художествен ном освещении «Дома на набережной» цветные источники света: синие, желтые, белые. Яркая, разноцветная подсветка соответствует духу эстрады, хотя и несколько диссонирует с мрачным прошлым знаменитого дома.


Берсеньевская набережная

Господствующие позиции в застройке Пречистенской набережной занял храм Христа Спасителя. Его подсветка выполнена заливающим светом, но не совсем удачно — все фасады освещены одинаково интенсивно.
Чтобы уподобить вечерний образ здания его дневному облику, следовало бы осветить фасады с разной интенсивностью — одну грань более активно, другую — менее. В настоящее время комплекс храма Христа Спасителя продолжает достраиваться, и работы по архитектурному освещению здания и прилегающей территории также продолжаются.

Дальше по курсу прямо из Москвы-реки, у «стрелки» вырастает гигантское изваяние работы Зураба Церетели, официально именуемое как памятник «300 лет Российскому флоту» (Петр 1). Архитектурная подсветка памятников, скульптур, обелисков — задача повышенной сложности. Так как площадь освещаемого объекта не велика, значительная часть светового потока проходит мимо и попадает в окна жилых домов, бьет в глаза водителям и прохожим. К счастью, за «Петром» никаких жилых домов, отелей или крупных магистралей пока нет.

К области архитектурно-художественного освещения относится также подсветка водных и ландшафтных объектов. Так, в проект архитектурно-художественного освещения памятника Петру I была включена подсветка водных струй у его основания и отдельно стоящего дерева на заднем плане, что позволило создать законченную композицию и вписать этот стоящий на воде монумент в береговой ландшафт.

Проект освещения здания Центрального дома художника — пример того, как при помощи архитектурно-художествен ной подсветки можно не только высветить достоинства, но и «подправить» недостатки архитектуры. Прямоугольный однообразный фасад здания ЦДХ протянулся вдоль Москвы-реки на 300 м. Высветив обходные галереи, «расчленив» фасад средствами локального освещения, светотехники придали ему некоторое разнообразие и пластику. В результате в вечернее время этот не самый удачный пример советской минималистской архитектуры смотрится более эффектно, чем днем.

За зданием ЦДХ находится парк скульптур «Музеон». Благодаря ландшафтному освещению гулять по этому парку можно и в вечерние часы. Для подсветки скульптур были использованы в основном подземные ландшафтные светильники. Это позволило убрать световые приборы из поля зрения посетителей и избежать засветки, которая бы мешала и посетителям парка, и пешеходам, и водителям, которые движутся по близлежащим магистралям.

При разработке любых проектов архитектурного освещения важно, чтобы дополнительный свет не мешал не только тем, кто внутри зданий, но и тем, кто снаружи — пешеходам и водителям, чтобы не возникало прямой или отраженной блескости. К примеру, если световые отверстия прибора, расположенного на здании, направлены вниз, у водителей и пешеходов, попадающих в поле светового потока, возникает дополнительная блескость, что отрицательно сказывается на их зрительных функциях. Необходимо учитывать при выборе яркости архитектурной подсветки и характер магистрального освещения. Сейчас оно в основном выполняется натриевыми лампами, дающими агрессивный желтый свет. Наш глаз устроен так, что именно в желтом свете он лучше воспринимает все предметы, поэтому для освещения проезжей части натриевые лампы во всем мире признаны наиболее эффективными и безопасными. А вот в пешеходных зонах лучше использовать более нейтральный белый свет.

В настоящее время правительством Москвы поставлена задача пересмотреть действующие у нас нормы уличного освещения с тем, чтобы вывести их на европейский уровень. Это неизбежно коснется и архитектурно-художественной подсветки: придется повысить ее яркость, чтобы архитектурные объекты не выглядели блекло на общем фоне уличного освещения.