В декабре 1991 г. страна СССР прекратила свое существование, распавшись на несколько независимых государств. Многие строительные проекты были заморожены или отменены. Однако теперь бюрократический контроль над архитектурным стилем, этажностью здания, жесткой функциональной направленностью объекта был снят, что сделало архитектурную деятельность более свободной.
В начале 90-х в стране начался строительных подъем. Появляются современные высотные здания и проекты, такие как Москва-Сити, комплекс Триумф-Палас в Москве (арх. А. Трофимов, Е. Трещилина, В. Штеллер, О. Маркова) и др. Началась активная застройка участков с использованием разнообразных архитектурных решений и индивидуальных проектов в Москве, Санкт-Петербурге, Нижним Новгороде, Екатеринбурге. В условиях развития рыночной экономики появились частнопрактикующие архитекторы (в виде персональных творческих мастерских, бюро, архитектурных фирм), работающие на заказчика- инвестора.
Были выработаны новые принципы инвестирования в строительство, основанные на использовании государственных и частных источников. Городские архитектурно-строительные органы были нацелены на координацию, регулирование, контроль и экспертизу градостроительных решений и проектов.
Была возрождена Российская академия архитектуры и строительных наук, что дало возможность контроля и обобщения опыта развития архитектуры в стране. Стали проводиться ежегодные смотры-конкурсы лучших архитектурных проектов «Зодчество».
Возникла конкуренция между частными архитектурными фирмами и государственными проектными организациями в реализации новых проектов, внедрении новых стилевых решений и архитектурных идей. Градостроители и архитекторы продолжили реконструкцию центров городов в рамках концепций кварталов и районов с учетом создания новых функциональных зданий для торгово-развлекательных комплексов, банков, офисов, галерей, гостиниц, а также жилых зданий и объектов соцкультбыта.
Появились иностранные архитектурно-строительные фирмы, начали использоваться инвестиции иностранных инвесторов. Первыми инвестиционными проектами в Москве стали гостиницы-новостройки «Рэдиссон Славянская» (арх. В. Соколов), «Балчуг Кемпински» (перестроена австрийским строительным консорциумом «Австрой Баугезелыпафт»), «Олимпия-Пента», здание ресторана «Макдоналдс» (арх. А. Воронцов, Ю. Григорьев), Московский международный банк на Пречистенской набережной (арх. А. Скокан и др.).
В историческом центре Москвы было построено несколько сотен новых зданий. На смену однотипной блочной архитектуре 19701980-х гг. пришло разнообразие форм и стилей. Стали появляться дома со стеклянными стенами, большепролетными конструкциями и деталями из металла с использованием новых высоких технологий в стиле хай-тек (от англ, high tech— высокая технология).
Государственными программными объектами в Москве, порученными строительному коллективу «Моспроекта-2» во главе с архитектором М. М. Посохиным, стали: восстановление храма Христа Спасителя на месте бассейна «Москва»; реконструкция следующих сооружений: Гостиного двора с перекрытием дворового пространства, Манежной пл. с первым в Москве подземным торгово-развлекательным комплексом «Охотный ряд», Большого театра со строительством новой сцены, Московского зоопарка («Моспроект 4», арх. А. Андреев, И. Гусев, Л. Краузе, И. Гнедовская, инж. А. Беляев, И. Дергалов).
В 1999 г. началась реализация Московской программы комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения, определившей сносимые серии домов.