Теоретические основы архитектурно-строительных и дизайнерских способов воплощения жизнедеятельности человека постоянно пересматриваются. Многообразие ее проявлений постоянно растет, вкусы потребителей становятся все более разнообразными и многоликими, что поставило под сомнение вопрос о возможности архитектора навязывать обществу собственные ценности вместо того, чтобы «идти в ногу» с его нуждами и потребностями.
В конце 1960-х гг. теоретические суждения на эту тему американских архитекторов Кристофера Александера, Роберта Винтури и Чарльза Джейкса заложили теоретическую базу для развития нового направления в архитектуре — постмодернизма.
Кристофер Александер (род. 1936), практикующий архитектор, представил новый подход к теории архитектуры и строительства, основанный на «языке шаблонов» в архитектурном творчестве. В 1977 г. была издана его книга «Язык шаблонов. Города. Здания. Строительство», в которой были систематизированы и проанализированы около 250 шаблонных решений архитектурно-градостроительных ситуаций по всему миру и предложены к практическому применению.
Сам архитектор осуществил более 200 архитектурных объектов по всему миру, пользуясь собственной разработанной системой. Он верил, что самые лучшие архитектурные сооружения были воздвигнуты простыми людьми, то есть непрофессионалами, которые действовали в соответствии со своей интуицией, а не навязанными кем- то популистскими идеями.
В статье «Город не дерево», Александер противопоставляет искусственно созданной упрощенной структуре города с ее четкой механической схемой, напоминающей рисунок ветки дерева, живой город с его естественной комбинацией различных элементов. Идеи естественного развития или «спонтанной» архитектуры породили своих последователей.
Канадский архитектор Моше Сафди осуществил попытку на основе этой концепции создать жилой комплекс высокой плотности заселения со «свободно развивающейся» композицией. Ко Всемирной выставке в Монреале в 1967 г. был построен комплекс «Хебитет-67», основанный на конструктивно-тектонических возможностях железобетонных «ящиков», разнообразно скомпонованных, что дало возможность создать разные варианты типа жилищ. Этот упорядоченный хаус напоминает естественно сложившиеся дома на холмах арабских поселений. Система постройки предполагает возможность ее дальнейшего развития.