Совсем иную мощную пластичность формы с образной метафорой в своих постройках воплотили в жизнь такие выдающиеся архитекторы, как Эро Сааринен, Минору Ямасаки, Йорн Утзон, Кэндзо
Тангэ и др. Это направление стало продолжением экспрессионизма (от лат. expressio — выражение) под новым термином «структурный экспрессионизм» и было представлено во многих видах искусства, став творческой движущей силой для целой плеяды архитекторов. Ярким представителем течения стал американский архитектор финского происхождения Эро Сааринен (1910-1961), которому удалось «найти путь к примирению символического замысла с закономерностями железобетонной конструкции». Он создал яркие эмоциональные экспрессивные образцы архитектуры, стараясь использовать все возможности современных материалов.
По мнению Сааринена, в любой деятельности «за всякой логической целью кроется эмоциональная первопричина», и эту эмоциональную составляющую он и пытался предать своим творениям через их образную составляющую. Будучи талантливым дизайнером и архитектором, Сааринен не боялся использовать нетрадиционные материалы для строительства, например керамику, алюминий, пластик.
Большую часть жизни он проработал в Америке. Там же в 1947 г. появляется его первое грандиозное сооружение, невольно обращающее на себя внимание своей монументальностью, пластичностью и лаконизмом,— 192-метровая арка— «Ворота Запада» в г. Сент-Луис. Не так буквально, но со временем появляющиеся аэровокзалы в разных странах мира также стали восприниматься как своеобразные врата в страну или визитная карточка города, поэтому их стали рассматривать как репрезентативные объекты, оказывающие влияние на формирование творческой направленности архитектуры в целом.
Э. Сааринен внес большой вклад в разработку аэровокзалов (аэропортов) не только как нового типа сооружения, но и как выразительного образа современного здания благодаря применению большепролетных перекрытий-оболочек.
Так появились такие крупные постройки, как здание терминала TWA, хоккейный стадион Йельского университета, Вашингтонский аэропорт им. Даллеса, а также Посольство США в Лондоне, технический центр «Дженерал-моторс» в Уоррене и т. д.
В 1958 г. при проектировании Терминала TWA Флайт-центра в Международном аэропорте им. Джона Кеннеди он использовал пластичные формы без прямых углов, пытаясь передать абстрактный образ полета и ассоциации с движением, заранее готовя пассажиров к перелету.
В проекте аэропорта им. Даллеса близ Вашингтона было много нововведений, так впервые произошла замена переходных галерей, ведущих к самолетам, салонами-автобусами с подвижным уровнем пола в зависимости от пола вокзала и высоты кабины самолета. В объемно-пространственной композиции было предусмотрено разделение пассажиров на прибывающие и улетающие потоки, место приема и выдачи багажа отделили от общих функциональных зон. Железобетонное перекрытие основного з^(Д||второго этажа держится на мощных наклонных пилонах, что создает ощущение надежности и тектоничности сооружения.
Свое решение изящного, обтекаемого терминала аэропорта в Сент-Луисе, перекрытого тремя железобетонными оболочками с остекленными зазорами между ними, предложил архитектор М. Ямасаки (1956).
Аэропорт в Сент-Луисе
В высшие учебные заведения стали внедрять спортивные сооружения с целью развития личного или командного соперничества с привлечением максимального количества болельщиков и участников, что также подвигло архитекторов к щд^стированию и возведению большепролетных (безопорных) перекрытий.
Хоккейное поле Йельского университета (1957) знаменито своим вантовым покрытием — сетчатой конструкцией из тросов, которое Сааринен подвесил к огромной 69-метровой железобетонной арке, что позволило сделать крышу двойной кривизны. Осмысление свойств новых типов большепролетных конструкций затронуло и японского архитектора Кэндзо Тангэ (1913-2005).
Отталкиваясь от традиционной японской эстетики, он проектировал в «интернациональном стиле», став одним из первых архитекторов, использовавших перекрытия-оболочки, претворяя в жизнь яркие и завораживающие образы: Конгресс-холл в префектуре Эхимэ, Олимпийский комплекс и собор Святой Марии в Токио.
Два могучих криволинейных объема, напоминающие громадные раковины, слились в единый ансамбль Олимпийского комплекса в Токио (1964). Внутри появились громадные пространства, образованные конструкцией из стальных тросов. В основу бассейна большого зала заложена конструкция вантового моста, переброшенного через 130-метровый пролет между опорами на монолитном бетонном массиве. Концы ванта за пределами объема здания закреплены двумя мощными глыбами, косо уходящими в землю.
Единомышленником идей символизма выступил и датский архитектор Иорн Утзон (1918— 2008), чей экспрессивный проект Оперного театра в Сиднее в Австралии на Международном конкурсе в 1957 г. поддержал Эро Сааринен. Утзон признался, что его вдохновили полусферические формы апельсиновой кожуры, было приготовлено 2194 секции из сборных бетонных панелей высотой 67 м, которые держатся за счет стальных тросов длиной 350 км. В итоге получилось красивейшее здание, похожее на громадный парусник или диковинную раковину.