Во второй половине XX в. принципиально новой стала позиция эмоционального отношения как к архитектурной среде в целом, так и к форме как таковой, основанной на свойствах конструкции. Монолитные безбалочные структуры, сочетание металлических опор, стеклянные панели и другие открывшиеся возможности «технического» века с трудом успевали усваиваться сознанием, привыкшим к стереотипным схемам стоечно-балочной структуры. Тем не менее освоение нового пошло вперед небывалыми темпами, порождая новые течения и направления в практике и теории архитектуры.
Работа над освоением железобетонных конструкций и большепролетных пространств началась и в традиционно консервативных странах, где появились свои «поэты железобетона» — Пьер Луиджи Нерви в Италии, Оскар Нимейер в Бразилии, Танге в Японии идр., впоследствии названные структурными архитекторами XX в. Особенно этому способствовало изобретение армоцемента (ТэгтосетепФ) Пьером Луиджи Нерви (1891-1979), итальянским инженером и архитектором, чьи проекты были реализованы в Европе, Америке и Австралии.
Он работал над технико-конструктивными решениями зданий и сооружений, стараясь связать в единый художественный ансамбль конструктивную основу и форму. Нерви также использовал железобетон, который легко отливался в форму, но, будучи талантливым инженером, он смог сделать конструкции более прочными благодаря разработке и наладке производства армоцементных конструкций.
Армоцемент состоял из сильного армированного плотного бетона с равномерно распределенными стальными ячейками, которые придавали материалу особенную легкость и прочность. За счет этого ему удалось покрывать огромные площади оболочками, напоминающими яичную скорлупу.
В 1956-1960 гг. в Милане возводится Башня Пирелли, где Нерви выступил с предложением отказаться от надоевшей прямоугольной формы, и углы башни стали скошенными, а наружные стены почти полностью были остеклены. Неудобный план площадки — узкий и вытянутый в сочетании с большой высотой (124 м)— поставил сложную конструктивную задачу перед группой архитекторов — выбрать устойчивою несущую схему первого небоскреба в Италии. Э
то было первое здание, в котором использовалась несущая конструкция, состоящая из четырех массивных по сечению колонн с длинной пролета в 25 м, размещенных попарно поперек здания и делящих его на три отсека. В Америке, уже имевшей опыт в возведении небоскребов, проектировали их вокруг каркаса, состоящего из ряда меньших проемов. Перекрытие — монолитная плита по железобетонным предварительно напряженным двутавровым балкам.
Большепролетные пространства
Талант Нерви проявился в эстетике подачи железобетонных конструкций, в органическом слиянии конструктивных и функциональных решений в таких крупных объектах, как: комплекс спортивных сооружений для Олимпиады в Риме (1960), здание Дворца труда в Турине (196), Национальный центр промышленности и техники в Париже (1956-1958), Финансовый центр в Монреале (1961), небоскреб на площади Австралии в Сиднее (1969), собор Девы Марии в Сан-Франциско (1970) и т. д. Нерви ввел новый трехмерный лексикон в архитектурное проектирование.
В 1957 г. совместно с М. Брейером и Б. Зерфюсом П. Нерви проектирует грандиозное здание ЮНЕСКО в Париже. Оно отличается своей простой, но мощной пластикой трехконечной звезды, образующей три корпуса. Фасад состоит из ячеек-лоджий, складчатой структуры стен и крыши. Совместно с Р. Камело, Де Майи, Б. Зерфюсом, строится главный павильон Национального центра промышленности и техники в Париже (1958).
Все пространство (более 200 м) перекрыто сводом-оболочкой, который держится на трех основаниях- опорах, создавая мощную пластику футуристического облика. В том же году строится Малый дворец спорта — Палаццетто в Риме. Удалось найти удачное контрастное сочетание между мощными несущими опорами из монолитного железобетона и легким куполом из тонкостенных конструкций, сборных армоцементных элементов-скорлупок.