Появились социально-экономические проблемы городов-милли- онников, связанные с увеличивающимся количеством жителей. Дополнительные площади городских пространств потребовали обеспечения транспортной доступности к социально-бытовым точкам города, появились новые востребованные типы и формы зданий и сооружений: внегородские торговые центры, гипермаркеты, универсальные магазины и т. п., не имевшие аналогов в архитектурной практике.
Возникали громадные торговые комплексы с многофункциональным наполнением со сложными объемно-планировочными решениями. Симметричные регулярные пассажи отошли в прошлое, в пользу свободных перетекающих пространств, которые получили различные конфигурации и очертания, объединяя разные объекты обслуживания и торговли с помощью общего пространства, получившего название «молл».
Недостатками таких пространств стали неупорядоченные связи между отдельными павильонами и их бессистемность, что приводило к плохой ориентации посетителей и, как следствие, к низкой коммерческой эффективности. Постепенно стали складываться функциональные типы торгово-развлекательных центров с привлечением исследований в области маркетинга, социологии и рекламы.
Стали учитывать психологию покупательской активности, на основе которой разрабатывались маршруты покупательских потоков, которые и диктовали объемно-планировочные решения центров.
В большей степени этому способствовал американский архитектор, приехавший из Австрии, Виктор Грюэн. Ему пришла идея создавать свои центры притяжения в пригородных районах, чтобы у людей отпала необходимость каждый раз ездить в город за покупками. Под одной крышей он старался собрать все необходимые торговые и социальные функции, превращая пространства в лабиринты, из которых люди не хотели бы выходить, теряя ориентацию во времени и пространстве, совершая необдуманные траты.
У психологов даже появился отдельный термин, описывающий состояние покупателей, — «перенос Грюэна». Но для таких больших пространств понадобилось внедрять технические достижения в области кондиционирования, освещения и обогрева пространства. В 1954 г. строится ТЦ Норслэнд (арх. В. Грюэн) около Детройта — с простой архитектурой, лишенной всяких излишеств, скорее напоминавший сгруппированные амбарные коробки, окруженные превышающей его по площади открытой автостоянкой с осевыми аллеями на 10 тыс. автомобиле-мест.
В центре многоэтажный магазин с универсальными товарами, а по бокам одноэтажные корпуса с разным набором функционала: с ресторанами, танцевальными залами, площадками для отдыха ит. д. К 1965 г. количество подобного рода центров уже приближалось к пяти тысячам. Первый торгово-развлекательный центр возник в Северной Америке в 1960 г., когда стали использовать развлекательную функцию как равноправную составляющую центра с соответствующими площадями, заложенными в проект.
Со временем развлекательные зоны превратились в самостоятельные самодостаточные пространства в составе крупных торгово-развлекательных центров. К 1970-м гг. было выработано несколько типов объемно-планировочных решений торговых центров: «моллы-пассажи» — пространство для проходов между рядами, имеющее четкое осевое построение, независимой структуры и формы; «моллы-универмаги» — наподобие центральной площади, вокруг которой располагаются торговые точки; «моллы-улицы» — как торговая улица в структуре города. Проектирование торговых комплексов превратилось в самостоятельную область проектного дела.
К идее пассажа прибавляется идея открытого дворика (атриума), перекрытого стеклянным куполом, на месте пересечения нескольких моллов, создавая внутреннюю площадь, которая становится кульминационной точкой в маршруте покупателей. Высокое атриумное пространство нашло свое применение во многих торговых центрах: Истридж-центр (г. Сан-Хосе, шт. Калифорния), Рейнбоу-центр (Ниа- гара-Фоллс), арх. С. Пелли и В. Груэн, 1978 г.; Итон-центр в Торонто, Канада, арх. Брегман и Хаман, 1977 г. и др.