СИММЕТРИЯ ВМЕСТИЛИЩ РИМА

13

В римскую эпоху композиции Афинского вкрополя определенно трактовалась как зеркально-симметричная. Перед Акрополем была построена широкая симметричная лестница с центральным входом на нее. Тенденция к зеркальной симметрии могла возникнуть, как отмечалось, еще в Афганах. Афинский акрополь, где хранилась «азна Морского союза, мог символизировать этот союз и политическое господство Афин.

В античном Риме сложились условия для (широкого (развития принципа зеркальной симметрии. Его архитектура дает на.м возможность проследить снизь зеркальной симметрии как вида геометрической упорядоченности среды, характерной для последующей архитектуры, и образного социально значимого аспекта симметрии, который не может быть не принят во внимание современным архитектором при создании содержательной архитектурной формы.

Известно, что Рим как держава и империя преуспел больше, чем Афины, -имевшие господство на море, но не обладавшие достаточно сильной и развитой системой для того, чтобы прочно закрепиться на эксплуатируемых территориях и в городах- колоеиях. Зрелое рабовладельческое римское государство было продуктом расширения сильного агрессивного городского центра. Рим основал на захваченных обширных территориях сотни новых городов-крепостей, и они служили укрепленными военными центрами, обеспечивающими эксплуатацию этих территорий. Развитой системе дорог-щупальцев, по которым шло обильное снабжение ненасытного паразитического столичного города и переброска армии, единоначальнои системе военной организации всего государства, поддерживаемому военной мощью, культу личности императора должны были отвечать принципы центрической субординации, строгой геометрической организации и зеркальной геральдической симметрии среды. При этом, вероятно, имело место естественное слияние сигнального психического образа формальной геометрической симметрии в пространственной ориентации среды и социально содержательного художественного образа, опирающегося на общее для данной эпохи значение одного из видов зеркальной гео- м етри чес ко й симметрии.

Из многих созданных Римам градостроительных ансамблей и грандиозных сооружений четко выраженной строгой пространственной организацией обладали прежде всего го род а-крепости, нанизанные на систему ведущих в Рим мощеных транспортных дорог. Их симметрична регулярна планировка имела свою историю и отвечала новым требованиям, характеризуй одну из особенностей пространствеиного видения римской эпохи. Рассмотрим в этой связи генезис формы города- крепости и ее значение в развитой системе организации.