Греческие дома отличались друг от друга в зависимости от времени постройки и богатства хозяина. Но во всех греческих домах было достаточно много общего.

В Древней Греции существовало правило: «Женщина в доме, мужчина — вне дома». Именно оно определяло замкнутость античного жилища и деление его на две части — мужскую и женскую. Семья общалась во внутреннем дворе. Дом предназначался для ночлега: жизнь грека протекала вне его дома на стадионах и в портиках. Мягкий климат позволял большую часть времени проводить под открытым небом. Поэтому жилье не очень волновало греков. Жилые дома не имели большого общественного значения, поэтому не проявлялось большой заботы об их устройстве.

Вкус к богатству жилья возник только в эпоху эллинизма.

Фундаменты домов делали из грубого камня или песчаника, стены — из кирпича-сырца, частично с деревянными каркасами. Стены штукатурили с наружной стороны, перекрытия делали деревянными. Сырцовые необожженные кирпичи не были достаточно прочными, но дешевыми и удобными в строительстве, поэтому ворам ничего не стоило проникнуть в дом, проломив или прокопав отверстие в стене. Стены из необожженного кирпича даже не выламывали, а прокапывали. Взломщики так и назывались — стенокопы.

Античное жилище было замкнутым: на улицу выходила глухая стена, но не фасад дома. Перекрытия и кровля были плоскими, а фасады, выходящие на улицу — простыми и гладкими. Крыши греческих домов также обычно были плоскими, и по ним можно было ходить.Также были двускатные черепичные крыши. Комнаты освещались через двери, ведущие во внутренний двор. Двор назывался айле. Жилье строилось с расчетом, чтобы зимой солнце как можно больше нагревало дом, а летом было прохладно. Главная комната, находящаяся на задней стороне двора и открытая спереди, выходила на юг, чтобы зимой солнце могло проникать в нее и согревать, а летом освещало бы только крышу.

Двери и ставни делали из дерева, которое считалось дорогим материалом: в Греции его было мало. Дверные петли изготавливали из бронзы. Войдя с улицы в узкий темный коридор, человек попадал в солнечный, уютный дворик. Окон на первом этаже не было, свет проникал со двора. Во втором этаже окна были. Под крышами виднелись узкие форточки для освещения комнат. Маленькие окошки у потолка прикрывали деревянными ставнями. Над дверями делали отверстия со створками. Верхний этаж выдавался на улицу и опирался на столбы.

Выделялось несколько типов греческих жилых домов: апсидальный, мегаронный, пастадный и перистильный. Апсидальный и мегаронный дома строили в раннем периоде истории Греции. Апсидальный дом представлял собой в плане прямоугольник с закругленной в виде апсиды торцовой стеной. Он состоял из одной комнаты. Позднее характерным стал другой тип дома — мегаронный.

Схема греческого жилого дома

Схема греческого жилого дома
Троянский мегаронный дом — длинный прямоугольный зал, перед которым находился портик. Это прямоугольное в плане здание, состоящее из двух частей: зала и портика перед ним, огражденного с боков вынесенными вперед колоннами. Посреди двора стоял алтарь Зевса. Без двора и портика греческий дом был немыслим. Портик вокруг двора носил название айтойс, то есть освещенный солнцем. Само жилище было укрыто от солнечных лучей и тенисто. Продомосом называлась та часть портика, которая примыкала к фасадной части дома.

Дом состоял из двора и мужской и женской половины. Дом делили на две части: публичную — мегарон, и частную — таламос, закрытую для посторонних и используемую только для частной жизни. Из продомоса просторный коридор — про- тирон — вел собственно в дом, мегарон, в передней части которого находился мужской зал. Это была самая главная и поэтому богатая часть дома. Порог двери этой комнаты делали из ясеневого дерева, а косяки — из кипарисового. Два ряда колонн делили мужской зал на три части, поддерживая высокий потолок из сосновых балок. На задней стороне на колоннах находился простенок в виде галереи — мезодма. Здесь в этом зале находился очаг, дым выходил наружу через отверстие в потолке, при этом зал покрывался копотью. Чтобы дым уходил наружу, просто отодвигали шестом черепицу на крышах. Здесь был также меньший очаг для готовки у задней стены и углубление для приготовления хлебов.

Далее противоположная дверь вела в женские комнаты. В таламосе — специальной комнате для рукоделия — ткали и пряли. Здесь же были спальня хозяев, комнаты дочерей, купальни для женщин. За женской половиной следовала мужская; женская половина была ближе к саду. В него выходили через садовую дверь. В богатом доме кроме подвалов имелась также пекарня, баня и кухня. Второй этаж — либо сдавали внаем, либо в нем помещали кладовые, чердак, женские комнаты.

Пастада — лоджия с северной стороны дворика, которая летом предохраняла комнаты от палящих лучей солнца, а зимой служила своеобразным резервуаром солнечного тепла. Крытая пастада была открыта в сторону двора и имела перекрытие, поддерживаемое деревянными опорами. Все жилые комнаты располагались с одной (северной) стороны. Двор выполнял роль светового колодца, через который освещались все помещения.

Между стеной, выходящей на узкую греческую улицу, и главным входом в дом было пространство — сени. Стены их были разукрашены рисунками и имели надпись, назначение которой было предохранять дом от воров и злой судьбы. Входная дверь располагалась в глубине сеней. Перед дверью — преддверие с несколькими колоннами, открытое с улицы.Также перед входной дверью помещалась статуя бога Гермеса — герма, которая отгоняла зло. В сенях же помещали изображения божеств Гекаты, Гермеса и жертвенник Аполлону Эгейскому. Изображение Гермеса находилось внутри дома. С улицы входили в коридор, затем во двор через дверь, отворявшуюся внутрь. По обеим сторонам коридора направо и налево от входа в сени были расположены конюшни и лавки, комнаты слуг, мастерские, вход в вестибюль, по обе стороны которого были комнаты привратника и мастерские.

Чтобы войти в дом, необходимо было постучать в дверь металлическим моло- Греческий дом тонком. Тут же поднимала лай собака, сидящая на цепи. Тогда выходил привратник и пускал в дом. Когда из дома выходили, также стучали молоточком — чтобы, распахнув дверь на улицу, не задеть прохожих. Двери имели замки. Можно было закрыть дверь изнутри, также и снаружи. Во времена Гомера замками служил скользящий деревянный брусок — запор изнутри. Чтобы перемещать его снаружи, использовали веревку, продетую через отверстие в двери. Веревку, уходя, завязывали специальным узлом на дверной ручке. Чтобы открыть замок, нужно было развязать узел и вставить ключ Г-образной формы, который попадал в паз, прорезанный в бруске. Дверь запиралась только на ночь — сначала на задвижки, затем появились замки с ключами.

Входная дверь из сеней вела во двор, окруженный с трех, а иногда с четырех сторон галереей с колоннами. Этот двор был центром дома, он служил местом пребывания хозяина, здесь проходила вся дневная хозяйственная суматоха, здесь принимали гостей и в хорошую погоду устраивали столовую. Это центр дома, где завтракали, принимали гостей и проводили свободное время. Посередине двора находился алтарь Зевсу Домашнему (Геркейскому), или Покровителю очага, а по углам двора и в боковых комнатах располагались жертвенники богам собственности или богам — покровителям семьи. Во дворе рыли колодец. Дом был обращен к югу, при этом поворачиваясь спиной к северным ветрам и вылавливая зимнее низкое солнце.

На задней стороне двора напротив входа — находился открытый спереди зал — простас. Он выходил на юг и был выше и глубже остальных помещений. Зимой дольше освещался солнцем, а летом в нем было прохладно. Возле простаса находились главные спальни для всех. За ними помещались комнаты хозяйки с детьми. Эта часть дома предназначалась для семейной жизни.

По обеим сторонам двора под портиками шли различные помещения — спальни, кладовые, кухня, комнаты для гостей. Посередине главного зала — ойко- са — на месте прежнего очага — находился круглый домашний очаг или жертвенник Истин — богине очага, у которого собирались все домашние и который служил символом домашнего единения. Эта самая главная комната дома, служившая местом сбора всей семьи, обычно располагалась прямо напротив входа, со двора в нее попадали через широкую дверь.

Греческий классический дом имел твердое разделение на мужскую и женскую половины. Мужская половина, андрон, всегда находилась на первом этаже дома, здесь обыкновенно обедали и принимали гостей. Андроном (по-гречески андр — мужчина) также называлось помещение для пиров. Его пол украшали мозаикой, а ближе к середине он был несколько заглублен. Именно там ставили столы с угощениями. В более высоких частях ставились ложа, на которых возлежали пирующие. Самый центр оставался свободным для танцев. В андроне могла помещаться столовая — триклиний, где стояли ложи для обеда — клине, и стол — трапе- зида. Гостиная называлась экседра, спальня — коитон.
Греческий классический дом

Греческий классический дом
В женскую половину дома можно было попасть только через мужскую. В глубине зала, где помещался очаг, находилась дверь, сделанная в стене, противоположной той, которая отделяла андрон от двора. Дверь вела в женскую половину дома — гинекей. Женская половина отделялась от мужской дверью с засовом. Эта часть дома обыкновенно состояла из спальни и комнат мужа и жены, комнат дочерей, помещавшихся справа и слева от мужской половины, затем сюда же входили другие комнаты, где стояли прялки и ткацкие станки, здесь работали. Н икто не мог проникнуть в гинекей, даже если нападали грабители. За гинекеем разбивался небольшой садик, куда входили через дверь, носящую название «садовой двери».

Под двором и комнатами нижнего этажа были расположены подвалы, погреба и цистерны для сбора воды. В богатых греческих домах имелись также баня и пекарня. Для хранения муки, круп, сухих трав, пряностей, растительных масел (оливкового, орехового), самих орехов, сушеных фруктов использовалась чистая, светлая, сухая, хорошо проветриваемая кладовая, которая называлась апофика или апотека. Отсюда произошло общеевропейское современное слово «аптека», обозначающее хранилище лекарственных трав, семян, кореньев, цветков, масел. В доме имелся холодный, сырой и темный погреб и теплый, сухой, но не проветриваемый чулан.

В этой эпохи был характерен перистильный дом. В эллинской внутренней части дома, там, где ранее были комнаты для хозяйки и членов семьи, теперь располагался второй двор — перистиль. Новый двор отделяли от первого дверью. Он становился центром семейной жизни, поэтому его иногда называли женским двором. Здесь хранили сырье для прядильных и ткацких работ. Сюда примыкала кладовая и кухня, находившаяся в ведении хозяйки. Первый же двор предназначался для мужчин и гостей. Поэтому его называли мужским двором. Он отличался более роскошной обстановкой. Хозяйка и дети могли находиться там только в отсутствие гостей.

В эпоху эллинизма жилые дома строили двух типов. Более скромные жилища состояли из небольшого мощеного дворика, окруженного жилыми и служебными помещениями, среди которых выделялась своим портиком главная комната хозяина дома. Более богатые дома имели внутренние перистили. В некоторых случаях за домом находился небольшой сад. На улицу выходили стены домов и ограды с проемами входов. Входная часть — узкий вестибюль — примыкала к официальной части дома для приема посетителей, которая завершалась таблиниумом, переходным шлюзом в следующий дворик — перистиль. В глубинной, более интимной части дома сажали растения или размещали водные устройства.

Греческие дома практически всегда строились в два этажа. Иногда второй этаж сдавали, и тогда туда вела лестница с улицы. В других случаях на второй этаж вела внутренняя лестница дома. Так можно было попасть в женские комнаты и помещения для служанок. Часто верхний этаж выступал над нижним со стороны улицы и двора, однако в Греции брали большой налог за деревянные балконы и наружные лестницы. Грекам не позволялось перекидывать над улицей балконы и делать висячие желоба, имеющие сток на улицу.