Регулярный город-лагерь

Цветовая среда города

В основе города- крепости лежала четко продуманная рациональная стандартная схема римского военного лагеря. Таной лагерь, строившийся войсками на стоянках, играл важную роль к римской военной системе. Он имел квадратную в плане форму, восходящую, вероятно, к укрепленному лагерю древнего охотника со стенами из длинных бревен с каждой из четырех сторон. Римский военный лагерь сохранил форму квадрата, но обносился земляным валом и рвом. Внутри он разбивался на прямоугольные участки, где располагались палатки определенных войсковых частей. Палатка полководца устанавливалась в центре, и к ней примыкала главная площадь для соорании и религиозных церемонии. С четырех сторон лагеря устраивались выходы. Ведущие к ним главные улицы четко ориентировались по направлениям стран света. Такая ориентация определенно имела военное значение: у каждого воина складывалось четкое представление о его местоположении в среде и системе войск. Одновременно она отвечала традиционным религиозным представлениям о космическом порядке.

Римские город а-креп ости были подобны военным лагерям, но возводились они не на одну стоянку, а на «вечные времена» и выполнялись в монументальных архитектурных формах. Прямоугольный в плане город Обносился каменными стенами. Он имел регулярную планировку, и две главные улицы города шли по осям квадрата с севера на юг и с востока на запад. Эти улицы лежали на дорогах, соединявших город с Римом и с другими городами, и их архитектурное оформление должно было выражать значение улиц-дорог как части самого Рима. Прямоугольная сетка новых римских городов идентична эллинистической. Но если эллинистический город был замкнутым в себе организмом и его главные улицы были лишь продолжением городской площади, углублявшимся в городскую застройку, то в композиции римского города преобладало развитие от триумфальных городских ворот к символически выраженному центру на перекрестке главных улиц. Здесь на месте, где в лагере была палатка полководца, обычно устанавливалась большая триумфальная арка, обращенная к четырем сторонам света. К символическому центру примыкала городская центральная площадь. Центральная триумфальная арка и триумфальные городские ворота были соединены колоннадами по сторонам улиц. Все это служило монументальным выражением дороги-артерии, связывавшей город с Римом, и по пышности форм превосходило масштабы и самостоятельное значение отдельного города. Архитектура улиц обрамляла торжественные шествия римских легионов, и даже, когда улица пустынна, архитектура одна производит впечатление происходящего ритуала встречи императора или триумфатора, въезжающего .в город в его колеснице.

Монументальные дороги, раскинувшиеся когда-то на значительной территории Европы, были частью самого Рима и действительно вели в Рим к его центру, где и должен был разыгрываться пышный заключительный акт театрализованного представления. Площадь для собраний и религиозных церемоний города-лагеря с символической палаткой полководца превращалась в самом Риме в грандиозный по архитектурной выразительности общественный центр всей империи. Таким центром были императорские форумы—римский эквивалент агоры и акрополя, соединенных вместе. В их архитектуре и должны были, вероятно, найти развитие ведущие принципы композиционной организации, характерные для видения римской эпохи.