Способы активизации простых метрических рядов

20

Ритмический порядок элементов архитектурной композиции бывает продиктован условиями общественной жизни (увеличение высоты зданий при движении к центру), желанием выявить направленность движения к определенной цели, характером расположения конструктивных элементов, испытывающих неравномерные нагрузки.

Все многообразие ритмических построений может быть развернуто на нескольких видах зависимостей между членами ряда, в основе которых лежат определенные изменения величины форм и интервалов. Эти изменения выражаются закономерностями прогрессий трех видов — геометрической, арифметической, гармонической.

При построении ритмического ряда на основе геометрической прогрессии сохраняется постоянное соотношение величин соседних элементов или интервалов ряда. Например, высота элементов, изображенных на рисунке 61, а, постоянно возрастает в 1,5 раза при повторяющихся интервалах.

Интервал же между равными формами, изображенными на рисунке 61, б, постоянно увеличивается вдвое. Величина соотношения соседних членов ряда может быть числом целым, дробным или иррациональным.

При величине соотношения, равной единице, ряд становится метрическим. При увеличении соотношения возрастает контраст между соседними парами членов ряда. Предел увеличения этого соотношения наступает, когда нарушается композиционная взаимосвязь между соседними элементами ряда.

При построении ряда на основе арифметической прогрессии постоянной величиной служит не соотношение соседних членов ряда, а разность между ними. Разность между величиной элементов или интервалов ряда может быть целым или дробным числом.

Гармоническая прогрессия. В архитектурной практике издавна используется еще один ритмический ряд, где последовательность членов строится на величинах, обратных ряду арифметической прогрессии: У, — У3 ~ У4 — % ~ или У4 — 1/1 — % — :1/13 -…. В отличие от арифметической прогрессии характер возрастания гармонической выглядит более контрастным.

Те же закономерности действуют при построении ритмических рядов в отношении не только величины пространственной формы, но и других ее свойств (цвета, массы, положения в пространстве и др.). На рисунке изображен ритмический ряд элементов, изменяющихся по одному свойству, на рисунке 64, б — по двум, а на рисунке 64, в — по трем свойствам.

Можно и далее усложнять ритмические ряды, увеличивая количество элементов, подключая все новые изменяющиеся свойства, сопоставляя несколько ритмических и метрических рядов. Количество вариантов практически бесконечно.